Музейный урок по курсу «Кубановедение» в 8 классе.  Экскурсия «Путешествие в прошлое»

Тема: Материальная культура черноморского казачества в 19  веке: Культурно-хозяйственный облик куренных селений казаков-черноморцев.

Цель урока:

Рассмотреть традиционную материальную культуру Кубани  XIX века, используя экспозиции и экспонаты школьного краеведческого музея. Формировать понимание своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым.

Задачи:

Образовательная: Охарактеризовать традиционную материальную культуру черноморских казаков: их поселения, жилища, усадьбы, домашнюю утварь и внутреннее убранство хаты; сравнить образ жизни и быт кубанцев в XIX и XXI веках.

Развивающая: научить учащихся видеть историко – культурный контекст предметов основного и вспомогательных фондов музея и оценивать с точки зрения развития материальной культуры на Кубани с учётом особенностей местности.

Воспитательная: воспитание любви к родному краю, уважения и гордости к жизни, быту и занятиям предков, восхищения малой Родиной – неотъемлемой и важной части Российской Федерации.

Учебное оборудование:

1.        Мультимедийный показ поселения и жилищ на Кубани в конце XVII1 и XIX веке, их типы.

2.        Макет хозяйственной постройки кубанского двора.

3.        Мультимедийный показ современных построек села Большой Бейсуг.

4.        Экспозиция школьного музея «Казачья хата».

5.        Экспонаты музея: предметы домашней утвари.

Тип урока: экскурсионно-исследовательский.

Форма урока: экскурсия в школьный музей. беседа со старожилами села Большой Бейсуг Брюховецкого района,  презентация  «Из истории прошлого и настоящего села».

Подготовительный этап: 1.Опережающее задание учащимся: прочитать учебник параграф 11 « Материальная культура казачества» или книга «Родная Кубань» страницы 108 – 116.

2. Провести опрос старожилов о способах строительства жилищ на Кубани в XIX веке, о традиционной казачьей кухне и одежде казаков.

3. Оформить презентацию  экскурсии по селу на тему: «Облик современных селений, их внутреннее устройство, тенденции в развитии жилой архитектуры.

Эпиграф урока:

Вскинет сокол крыло- 
Станет жарко в груди: 
Ох, былинная ширь необъятная! 
Сколько бурь у родимой земли позади. 
Но всё та же она благодатная! 
В.С.Подкопаев. 

 

                               План урока.               

I.  Организационный момент.

II. Изучение нового материала:

         1.Кубанские поселения черноморцев;

         2. Жилища и способы их строительства;

         3. Экскурсия в музей «Внутреннее убранство казачьей хаты»;

         4.Традиционная народная культура:

             -кубанская кухня;

             -гостеприимство;

             -одежда;

            -православная вера;

            -уважительное отношение к старшим.

 

5. Презентация и рассказ учащихся о современном облике села и новых   тенденциях в развитии жилой архитектуры.

Закрепление  изученного материала.

Задания к следующему уроку. 

                                                      Ход урока.

I. Организационный момент:

Постановка цели и задач                                                                          

Проблемный вопрос урока: Какую самобытную культуру и традиции сумели сохранить кубанцы на протяжении более чем двухсот лет?

Ребята! Сегодня мы проводим очередной музейный урок. Наш школьный музей -  это Кубань в миниатюре. Это символ традиционной казачьей культуры, которую мы любим и бережём. Здесь наши корни, наша сила. В музее каждая экспозиция, каждый экспонат дышит памятью и внушает нам гордость за нашу малую Родину, за щедрость и богатства её истории и культуры. Отсюда пошёл несгибаемый кубанский характер, характер односельчан – желание работать, жить и защищать Отчизну с казачьей страстью, не жалея сил.

Наш музей – это ожившая картина материальной культуры казачьего быта и образа жизни кубанцев, с которыми мы познакомимся на этом уроке. Наша задача – сохранить всё доброе и великое, что оставили нам предки – казаки и продолжить традиции на благо и процветание Кубани. 

Изучение нового материала:

Кубанские поселения черноморцев.

Ученик: Большая часть населения Кубани прибыла сюда в начале XVIII века и в течение XIX века в процессе заселения края, черноморцы при устройстве своих поселений придерживались старых запорожских традиций. Селения возникали вблизи степных речек, на удобных земельных участках. В жребиях, которые бросали атаманы для поселения своих куреней, обязательно указывалось место на реке. До 1810 года, если место в жребии было неудобным, курень мог переселиться на новое место. Так, Брюховецкий курень только в третий раз выбрал место у реки Бейсуг и у «Жирного» кургана заложили казаки основу станицы Брюховецкой. В начале  века в каждом казачьем селении было не более 30-80 дворов. Селения застраивались прямыми, широкими улицами, усадебные участки нарезались небольшие. 

Кубанские жилища и способы их строительства (исследовательская часть урока)

«Путешествие» учащихся по селу и встреча со старожилами, проведённая накануне урока.

Вопрос1: «Какие же жилища строились в нашей местности? Как они назывались?»

Ученик.  Житель хутора Платоновского Григорий Илларионович Кротко рассказывает: «Жилища раньше называли хатами. Наряду со словом хата, в этом же значении употреблялось слово курень – это традиционное название жилого дома на  Дону, Кубани и у запорожских казаков.

Хаты были распространены невысокие турлучные или глинобитные, обмазанные глиной и беленные снаружи, крытые четырёхскатными соломенными или камышовыми крышами. Турлучные, саманные и глинобитные дома обычно не имели  фундамента. Под углы и стены ставили дубовые столбы, пространство между которыми забивали глиной, хворостом, камышом. Почти во всех хатах полы были глинобитные, деревянные полы делали лишь в богатых хозяйствах».            

Кубанские жилища и способы их строительства.

Вопрос 2: «А как выглядела хата кубанского казака XIX века, из чего её строили?»

Ученик. Рассказ самой старшей долгожительницы села Пелих Марфы Пркофьевны, которой в 2012 году исполнится 102 года.  Интервью с Марфой Прокофьевной  записал её правнук Нестеренко Валерий, ученик 8 класса:

«Хата представляла собой прямоугольник длиной от 12 до 35 аршин (аршин – 71 сантиметр) и шириной от 8 до 10 аршин под двух или четырёхскатной крышей. В доме было две комнаты «мала хата» и «велика хата». Дом делали из самана (кирпич, высушенный на солнце, из глины, соломы, земли) либо строили турлучный дом. Это когда казаки по периметру дома закапывали в землю столбы, которые переплетались лозой. Как только каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» и глину вперемешку с соломой забивали в плетень.

Через неделю делали вторую мазку – «под пальцы», когда глину, смешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и  «кизяк» (навоз). Была ещё и четвёртая мазка – «вихтюванна». Это когда тряпкой «вихтем» размывали стены, нанося на них тонким слоем глину. Побелку делали белой глиной. Для крыши заготавливали чистый и сухой камыш, который срезали поздней осенью. Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме. При закладке дома на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных. Перья – «чтобы всё водилось». Сволок – деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок,  - поднимался не голыми руками, а на полотенцах «чтобы в доме не было пусто». Под крышу подкладывали мелкие деньги, а в переднем углу в стену вмуровывали небольшой деревянный крест, призывая божье благословление на обитателей дома. После окончания строительных работ вместо платы (её полагалось брать за помощь) хозяева устраивали угощение (всё это сопровождалось песнями). 

 

Вопрос3: «Какие были ограды и хозяйственные постройки?»

                Рассказ Руденко Натальи Семёновны:

«Казачья усадьба – подворье. Жильё из двух хат: «малая хата или кухня» и «великая хата или чистая половина». Ограды из глины, плетня, камыша. Обязательны хозяйственные постройки. Крыша хаты – из  камыша и соломы, редко из железа, хата обмазана глиной, белилась. В подворье колодец, летняя печь – кабыця, сарай,  погреб, баня, колодец-журавель.

 

Ученик: А вот как описывает строительство жилища кубанский поэт П.С. Карпенко в своём стихотворении.

                Строить дом в степи –

                Тяжкий крест нести.

                От натуги кровавились очи:

                То камыш коси,

                То саман меси,

                То формуй да расставь его к ночи.

                Леса нет вокруг,

                Всё поля да луг.

                В дело шла солома и глина,

                И сухой камыш

                Для шатровых крыш,

                И для мазки навоз лошадиный.

                 В доброй хате той

                Всей семье покой.

                Круглый год благодать в ней встаёт,

                В стужу здесь тепло,

                В ясный день светло.

                А уж летом прохлада какая!

               

3.Экскурсия в музей. Внутреннее убранство казачьей хаты.

Учитель: Если бы мы с вами переселились на 120 – 130 лет назад и попали бы на хутора, то обязательно вас пригласили бы зайти в гости, так как кубанцы были очень гостеприимными хозяевами.

                Я приглашаю вас в наш музей посетить казачью хату, познакомиться с её внутренним убранством.

3. Экскурсовод музея: Перед вами фрагмент казачьей хаты, какой она была в XIX веке, выполненный умельцами – жителями села Большой Бейсуг. Отличительным признаком кубанской хаты был внутренний  план, единый для всех районов Кубани. Русская печь ставилась в заднем углу хаты. Святой угол имел  важное значение,  благодаря своему убранству он сразу же притягивает к себе взор входящего. Иконы  обрамлены вышитыми белоснежными полотенцами – рушниками. За несколько дней до новоселья (входин) дом освещали и вносили иконы, обустраивали святой угол. В святом углу стоят две иконы Божьей Матери, подаренные жителями села. Недалеко от кровати обычно стоял сундук – скрыня. Вдоль стен устанавливались неподвижно стоящие лавки – канапеи. 

Основным топливом печи служил кизяк, которым отапливали хаты.   Это навоз, перемешанный с половой, разрезанный и высушенный.

Старики спали на печи, на лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца  века были набитые сеном матрацы, рядна, попоны, валянные из овечьей шерсти или просто солома.

В больших семьях обедали за столами, детей кормили отдельно за низеньким столиком (сырно).

Освещали жилые помещения до конца XIX века каганцами – это небольшая плошка с фитилём, наполненная жиром, с 80-х годов XIX века постепенно стали распространяться керосиновые лампы.

В каждой хате имелась различная домашняя утварь: чугуны, глиняные горшки, макитры, деревянные ложки, рогачи, утюги, рубели, прялки, кочерга и др. – все эти экспонаты принесены в наш музей учащимися школы и жителями села.

Культура малой родины богата

Перед тобой жилище предков – хата,

Турлучная, а  крыша камышом,

Её жильцам метели нипочём.

 

В ней лавки, стол, комод и сундуки.

Макитры, глечики, и ложки, рушники.

Как правило, плетнём окружена,

 Запрятана в тени садов она.

 

Красив язык казачий. Эту речь

Завещано нам предками беречь.

И на «подвирье» надо нам «робыть»,

Чтобы в достатке «щиро», «гарно» жить.

Костюм казачий из сукна, из  ситца.

Он мог десятилетиями носиться.

Бешмет, черкеска, также башлыки

Красивы на Кубани мужики!

 

4.Традиционная культура кубанского народа:

Кубанская кухня.

Учитель: Ну, коль мы пришли в гости, как вы думаете. Чем бы нас угостили радушные хозяева?

Учащиеся: Нас бы обязательно угостили горячим хлебом, пирогами, варениками или блинами и галушками. Любимым блюдом кубанцев был борщ с мясом, салом, лапша, каша и оладьи, а запивали узваром. Существенное место в рационе занимала рыба, фрукты, овощи и молочно – кислые продукты. 

                         Одежда казаков.

Учитель: Как же одевались казаки? (Посмотрите на имеющийся в музее казачий костюм и снимки черноморских и линейных казаков в костюмах).

Экскурсовод: (из рассказа бывшего атамана казаков сельского поселения Гуляева В.С.). «В начале XIX века единой формы у казаков не было. Черноморцы носили синие шаровары и кафтан красного или синего цвета.

К середине XIX века форма становится единой. Как правило, это были чёрные либо тёмно – синие черкески и с газырями – напатронниками, под черкеску одевался бешмет – рубашка, сшитая из атласа, сапоги, башлык. В зимнее время прибавлялась бурка – верхняя одежда из овечьих шкур без рукавов. Папахи у казаков были чёрные – парадные и серые – повседневные.

Во все времена женщины стремились одеваться модно. Казачки не были исключением.

Учитель: А как же одевались кубанские казачки? (Демонстрация костюма).

Учащиеся: Традиционный женский костюм – юбка и кофта – шились из фабричных тканей. Фасоны были разнообразны, имелась масса украшений, обязательно надевалась нижняя юбка – «спидныця». Волосы женщины заплетали в косу и укладывали в пучок на затылке. Пучок называли «шлычкой», маленькой шапочкой, состоявшей из округлого донышка и узкого бортика, которая затягивалась на пучке шнурком. Девушки не ходили летом с непокрытой головой. На ноги казачки обували чувяки, черевички, сафьяновые сапожки.

Православная вера. Все заметные события казаков были связаны с православной верой. Напутственным молебном кубанцев провожали на службу, а благодарственными встречали.

Уважительное отношение к старшим.

Хранителями обычаев выступали у казаков старики. В присутствии стариков  не садился даже атаман. К старшим обращались только на «Вы». Важную роль в казачьей семье играла бабушка: муж на службе, жена в поле, а всё воспитание детей ложилось на плечи бабушек, которые пользовались уважением в семье.

5. Презентация, выполненная учащимися – заочная экскурсия по селу Большой Бейсуг «Современные дома и сельские постройки в сравнении с прошлыми строениями». 

Закрепление:

1.Заполнение учащимися таблицы:

 

XIX век

XXI век

Хата

Кирпичный дом

Кабыця

Газовая плита

Скрыня

Мебель, состоящая из нескольких шкафов

Утюг железный

Утюг электрический

Забор «лиска»

Забор из металлопрофиля

Соломенная крыша

Шиферная или профнастил и металлочерепица

Чавуны чугунные

Алюминиевые, эмалированные кастрюли

Макитры, глэчики

Стеклянная, фарфоровая, хрустальная посуда

Матрацы соломенные

Матрацы ватные или на синтепоне

Лавки – канапеи

Деревянные стулья, мягкие кресла и диваны

Каганец, керосиновая лампа

Электрический свет

 

Коромысло с помощью которого носили ведра с водой

Водопроводный кран артезианской воды

Рубель

Утюг электрический

Русская печь, которую топили кизяком

Газовое отопление

 

2. Ответ на проблемный вопрос урока:

Учитель: За многие десятилетия изменился облик поселений, быт и нравы казаков. И всё-таки кубанцы сумели сохранить самобытную культуру. В чём она проявляется? Давайте ответим на проблемный вопрос сегодняшнего урока: «Что сохранилось в нашей современной жизни из обычаев и традиций?»

Ответ учащихся: Кубанская культура XIX века зримо проявляется в языке, обычаях и традициях.

Из прошлого, от прадедов, отцов

Дошло до нас, потомков, много слов.

В кубанских песнях – боевое братство.

Любовь к земле, душевные богатства.

 

И молится хозяйка день и ночь,

Старается родным своим помочь.

По вечерам «кучкуются», бывает,

«Балакают» и песни «заспивают».

Гладков и Чехов в крае побывали.

О нём воспоминанья оставляли,

Они писали, что у нас живёт

Практичный, сильный, а в бою горячий,

Не зря воспет в стихах народ казачий.

 

Учитель: Ребята! Вы родились на Кубани в XX веке, сейчас живёте в XXI веке, поэтому несёте великую миссию – быть проводниками культуры из века минувшего в век настоящий.

Кубань – это казачий край, вы часто видите казаков на народных гуляниях и праздниках, сами являетесь учащимися класса казачьей направленности, ваши бабушки и дедушки бережно сохранили традиции казачьей жизни и передали  их молодому поколению, а вам предстоит передать культура своим детям.

3.Продолжаем писать историю родного села: опишите быт наших земляков в XIX веке (жилища, занятия, одежда, кухня).

Отразите полученную информацию в виде тезисов, заполнив музейную карточку:

а) Когда и кем было основано село?

б) Чем поразили вас черноморские куренные селения?

в) Какие строили хаты? Застройка усадьбы – «подвирья».

г) Какой строительный материал использовали?

д) Опишите внутреннее устройство в казачьей хате.

 

IV. Задание на дом для подготовки к следующему музейному уроку.  

1.Прочитать в учебнике кубановедения Б.А. Трёхбратова стр. 60 – 64. Декоративно – прикладное искусство кубанских казаков в XIX в.

2.Подобрать музейные экспонаты и отобразить традиционный казачий уклад, ремёсла и обряды (учитель выдаёт каждой группе карточку – задание).