Подготовил учитель физической культуры Рыльков Г.В.

С 2002-2003 учебного года наряду с действующей комплексной программой введено несколько альтернативных программ по физическому воспитанию для учащихся общеобразовательных школ. И вот работая по комплексной программе я решил использовать одну из таких альтернативных программ,

которая основана на одном из наиболее массовых и популярных среди школьников виде спорта – баскетболе, но использовать только в начальной школе начиная с 2-го класса, так как в начальной школе комплексная программа обучении этого вида спорта не предусматривает, хотя проходя раздел «Подвижные игры» школьники овладевают некоторыми навыками в владении мяча. Определенную роль в моем решении сыграло и то, что наша начальная школа работает по эксперименту 1-4, и поэтому мне, так кА я работаю и во 2-3 классах приходится искать и решать что-то другое, новое.
Их программного материала альтернативной программы я использовал в своей работе два учебных раздела «основы знаний» и «Специальная подготовка», и включил их в раздел «Подвижные игры» для 2-3 классов. И вот теперь в моей работе в этом направлении стала включать в себя три этапа в обучении этому виду спорта:
1 этап – 2-3 классы
2 этап – 5-8 классы
3 этап – 9-11 классы
Почему этот вид спорта , а не другой я выбрал в своей работе. Во-первых, в школе уже ряд лет баскетбол стал традиционным видом спорта. Во-вторых я сам раньше занимался игровыми видами и баскетбол мне более знаком.
И в третьих технико-тактические действия, присущие баскетболу таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей.
Но подробнее остановлюсь на обучении игры в баскетбол в начальных классах.
Начиная со 2 – го класса учащиеся осваивают броски, ловлю, передачи партнеру малых резиновых мячей, остановку в движении по звуковому сигналу и различные упражнения, развивающие двигательные качества. Все эти элементы изучаем разными методами, но наиболее приемлемый – через игры, например «Мяч соседу», «Передача мяча в колоннах», «Мяч соседу» и др. Также на уроках использую малый спортивный инвентарь, преимущественно личного пользования, это малые резиновые мячи, кубики, утяжеленные мешочки.
Выполнял упражнения с этими предметами в ходьбе и беге, на месте, в крышке, броски и ловля в парах, у учащихся вырабатываются те умения, которые им необходимы затем при обращении с баскетбольным мячом.
Приступая к изучению некоторых технических приемов и ознакамливаю ребят с разметкой баскетбольной площадки и даю им различные задания «Ходьба по указанным линиям». Для этого подготавливаю им темп передвижения «Песочные часы», «Катушка», «Змейка» и др.
В программу II класса я включил, стойку игрока, передвижение игрока в стойке, остановка по звуковому сигналу и различные комплексы упражнений с малыми и большими мячами. Для гармоничного развития тела и координации движений выполняем упражнения и правой и левой рукой, выполнять прыжки и на правой и на левой ноге, а затем усложняем упражнения.
Обучение начинаю со стойки игрока, объясняю для чего нужна стойка в игре и показываю какое положение должно быть в стойке: ноги полусогнуты, руки перед грудью, и даю упражнения для обучения.
1. Построение в шеренгу. Присев выпрыгнуть и приземлиться на полусогнутые ноги, ноги на ширине плеч, одна выставлена вперед.
2. В шеренге присесть, выпрыгнуть и приземлиться в стойку. Сразу после приземления на полусогнутых ногах перебежать на противоположную боковую линию. Стойку использовать в подвижных играх «Воробьи и вороны», «День и ночь» и др.
Передвижения. Разновидностей передвижений много, но вначале разучиваем бег лицом вперед по прямой, затем овладеваем бег с изменением направления и скорости. После этого разучиваем бег боком, спиной вперед и их разновидности. Базовым элементом является положение на полусогнутых ногах и равновесии, которое обеспечивается за счет полусогнутых ноги рук перед грудью.

Упражнения для обучения:
1. Бег по залу на полусогнутых ногах со скользящим касанием одной, затем обеими руками пола по свисту.
2. Встречные эстафеты с касанием линий и предметов на полу.
3. Обегание кругов с касанием рукой линии круга. Эстафеты с обеганием кругов.
При проведении игр и упражнений технического характера использую более легкие мячи, а мячи потяжелее в общеобразовательных упражнениях.
Во Время ходьбы в среднем темпе, а затем и при беге по свистку выполняем команду «Стой», после которой учащиеся останавливаются в положении широкого шага. При помощи различных общеразвивающих упражнений с малыми и большими мячами изучаем движения с мячами. Эти же упражнения являются для ребят средством развития двигательных качеств.

Для овладения техническими приемами игры использую подводящие упражнения:
1. Большой мяч в обеих руках на уровне груди. Бросок мяча вверх и ловле его, можно хлопком руками за спиной.
2. Тоже, что упр.1 но с ловлей после отскока мяча от пола на разной высоте6 на уровне колена, пояса, головы.
3. Мяч на полу перед учеником. Наклониться и положить руки на мяч. Повторить несколько раз.
4. Тоже что упражнение 3, но положить руки на мяч, захватить его пальцами и прижать к груди, выпрямиться, вновь наклониться положить мяч на пол, выпрямиться.
5. Упражнения в парах с мячом.
6. Подбросить мяч над головой, выпрямить руки и поймать мяч, подтягивая руки к груди.

В третьем классе ученики осваивают передвижение в стойке, остановку прыжком, ловлю и передачу мяча двумя руками от груди с места, с отражением от пола и щита.
Основной задачей обучения баскетболу в III классе является изучение основ техники игры и закрепление полученных умений в подвижных играх и специальных упражнений. В ходе уроков баскетбола применяю различные виды ходьбы в положении присяде и полуприсяде на всей ступне, на носках и боковых сводах стопы, прыжки толчком обеих ног ( в просяде и полуприсяде), меняя направление движения(прямо, назад, влево, вправо), чередуя их с ходьбой. Затем даю бег из различных исходных положений, сидя, стоя на коленях, чередуя медленный бег с ускорениями и остановками в положении широкого мяча. После этого выполняем различные упражнения для мышц рук и ног.

Остановка прыжком. За счет остановки учащийся должен погасить силы инерции и принять положение, из которого он может стартовать в любом направлении. Базовым элементом является положение на полусогнутых ногах с переменным массы тела на сзади стоящую ногу.
Упражнения для обучения.
1. Построение в 1 шеренгу. Поочередно в шеренге выполнить прыжком на месте стойку с выставленной вперед ногой, приседание на сзади стоящую ногу с касанием рукой пола возле нее, тоже на другой ноге.
2. В колонну по одному передвигаясь в обход зала выполнять остановки по звуковым сигналам.
3. Игра «Салочки» (в парах, или группами) выполняя остановки с приездом. Водящий догоняет их и пытается осалить.
Ловля и передача мяча двумя руками от груди стоя на месте. Основным элементом во время ловли является положении рук, воспроизводящие форму мяча. Упражнения с передачей и ловлей мяча выполняются в стойке игрока.
Упражнения для обучения.
1. В шеренгах по 4-5 человек. Перед каждой шеренгой водящий. Игроки принимают стойку. Руки на уровне лица, кисти воспроизводят форму мяча. Водящий поочередно вкладывает мяч в руки игроков, получив мяч, игрок опускает руки к груди и держит в положении из которого выполняется передача.
2. Стоя в шеренге. Водящий поочередно перебрасывает мяч игрокам, выполняя это с 2-3 м одной рукой снизу так, чтобы мяч летел на уровне лица. Игрок вытягивает руки и ловит мяч с шагом навстречу.

Ведение мяча правой и левой рукой по прямой.
Основным элементом является положение предплечья и локтя руки, ведущей мяч, которые как бы стремясь занять положение ниже кисти, опережают кисть. Это дает возможность сопровождать мяч далеко вниз и рано встречать его кистью, а также управлять мячом.

Упражнения для обучения.
1. Построение в 2 шеренги. Из стойки на сильно согнутых на сильно согнутых ногах имитация ведения. Движение вниз начинать локтем и предплечьем и заканчивать кистью.
Вперед выдвинута нога, одноименная рука, выполняющей ведение.
2. Построение в шеренге. Ведение мяча на месте с изменением высоты отскока мяча. Стойка одноименная, пальцы руки, выполняющей ведение, направлены вперед.
3. Ведение на месте правой и левой рукой в правосторонней и левосторонней стойке. В процессе уроков даю учащимся различные подготовительные упражнения с мячом, развивающие определенные двигательные качества, такие как быстрота, ловкость, а также использую различные подвижные игры «Снайпер», и др.
Обучение баскетболу с начальных классов имеет положительный результат, ведь. В этом возрасте закладывается определенная база навыков и умений , и уже в дальнейшем изучении игры ученикам легче осваивать тактико-технические элементы и приемы.
Из своего опыта скажу, что проводя такую форму работы мы достигли неплохих результатов на районных соревнованиях по баскетболу, где занимаем призовые места.