Открытый урок по швейному делу: Тема: «Построение чертежа и изготовление выкройки отложного воротника в М 1:2».

ПРОВЕЛА: учитель швейного дела Н. П. Щебет

Тема:  Построение чертежа и изготовление выкройки в М 1:2.

Цели

 

  • сформировать понятие «отложной воротник», учить строить чертёж отложного воротника и вырезать выкройку;
  • развивать умение ориентироваться в задании, навыки самооценки и самоконтроля;
  • воспитывать навыки учебной деятельности; познавательный интерес к предмету; трудолюбие; чувство дружбы и товарищества, любовь и уважение к профессии швеи;
  • корригировать наблюдательность детей через сравнение образцов тканей; память через актуализацию прошлого опыта; речь, внимание, мыслительные операции; мелкую моторику, пространственную ориентацию, координацию движений.

 

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: словарные слова, картинки с фасонами халатов, мозайка, рисунок с деталями халата, название мерок, технологическая карта, таблица, плакаты «Виды воротников», «виды отложного воротника», карточки, коллекция тканей, ребус, карточки с рефлексией.

ТСО: магнитофон.

Ход урока. 

І. Организация учебного процесса.

1. Профориентационная работа.

- Через 2 года вы закончите школу и перед вами тоже встанет выбор «Кем быть?», «Куда  пойти учиться?». И к этому выбору вы тоже должны подойти обдуманно.

- Мне хочется, чтобы вы обратили свои взоры к сфере обслуживания, одним из видов которой является – пошив белья и одежды. Смысл профессии швеи заключается в том, чтобы приносить людям радость. Приятно видеть красивого и со вкусом одетого человека, его счастливое лицо и сознавать свою причастность к этому.

 - Сегодня сфера обслуживания находится на большом подъёме. Её будущее зависит от тех, кто придёт работать, т.е. от вас – будущих работников. Вспомним, какими основными качествами должна обладать швея?

1. Аккуратность.

2. Добросовестность.

3. Ответственность.

4. Трудолюбие.

5. Внимательность.

6. Терпение.

- А ещё важным человеческим качеством является доброжелательность.

2. Настрой на урок.

-  Посмотрите, какое весёлое солнышко у нас получилось. Улыбнёмся ему в ответ.  Пусть это солнышко светит нам и радует нас на уроке.

ІІ.  Повторение пройденного материала.

1. Фронтальный опрос.

- Над каким изделием мы работаем?

( Мы работаем над изделием «Халат»).

- К какому виду одежды относится халат?

(Халат относится к плечевой одежде).

- В чём состоит особенность халата?

(Особенность халата состоит в наличии разреза спереди до низа).

-Как различают халаты по назначению?

( Халаты по назначению могут быть для производства и для дома).

- Для людей каких профессий используются халаты?

(Для работников некоторых профессий халаты являются специальной одеждой, например для медицинских работников, работников торговли и  общественного питания и др.).

- Как используются халаты в условиях школы?

( В условиях школы халаты используются для работы в мастерских, уборки помещений школы, в школьной столовой, для медицинских работников).

- Какие виды отделки применяют для пошива халата?

(В халатах применяют различные виды отделки: оборки, кружева, шитьё, тесьму, различные клапаны, пуговицы, ткань контрастного цвета.)

2. Работа по карточкам. Описание фасона.

3. Создание мозаики. (2 группа).

4. Работа с коллекцией тканей.( 3 группа).

                                    Карточка №1. (2 группа).

- Опишите фасон халата по плану.

   1. Ткань.

   2. Крой.

   3. Рукава.

   4. Воротник.

   5. Отделка.

     Халат домашний, махровый. Прямой, неотрезной по линии талии. Рукава длинные, втачные, с манжетами. На поясе, без застёжки. Воротник шалькой. Воротник, рукава, пояс отделаны контрастной тканью.    

- У кого из мозайки получился такой фасон  халата?

- Какой этот халат по назначению?                          

                           Карточка №2. (3 группа).

- Из коллекции ткани выберите ткань для пошива халатов.

- Отчитайся о проделанной работе.

- Из какой ткани ты будешь шить тёплый халат?

Карточка №3. (2 группа).

- Рассмотрите фасоны халатов и выберите фасон халата, над которым мы работаем. Дайте описание фасона.

       Халат домашний из ситца. Цельнокроеный, расширенный к низу, с большими накладными карманами. На полочках и спинке прямые кокетки, нагрудная вытачка переведена под кокетку. Рукава втачные, короткие. Воротник отложной. По кокеткам и карманам выполнена отделочная строчка.

- У кого получилось такое изделие?

-  К какому виду одежды относится халаты?

 - Назови детали халата.

- Как ты отличила кокетку полочку от кокетки спинки? 

 

ІІІ. Сообщение темы и целей урока.

-         Тема нашего урока –Изготовление выкройки отложного воротника в М. 1:2.

-         Как понять в масштабе 1: 2 ?

-   С деталью «воротник», мы уже знакомы, сегодня будем учиться строить чертёж и изготавливать выкройку отложного воротника.

ІV.Объяснение нового материала.

1. Вводная беседа.

- Вспомним, для чего служат воротники?

(Воротники служат для обработки выреза горловины изделия).

- Из скольких слоев тканей могут состоять воротники? (из одного)

- Как называют такой воротник? (одинарный)

- А чаще всего сколько деталей имеет воротник? (2)

- Как называются детали воротника, состоящего из 2-х слоёв тканей? (верхний воротник, нижний воротник)

- Что вставляют между ними? (прокладку)

- Что будет, если между воротниками не положить прокладку? (он не будет плотным, при стирки потеряет форму).

2. Работа по таблице.

- Назовите фасоны воротников.

1. Воротник на стойке.

2. Воротник – стойка.

3. Плосколежащий воротник.

4. Воротник «Шалька».

    - Выберите из предложенных воротников те,  которые вы назвали.

    - Покажите их.

3. Показ и рассказ учителя.

- А вот - отложной воротник (показ). Он бывает 2-х видов: с застёжкой до верха и для изделий с отворотом. Посмотрите – вот образцы отложного воротника, а вот чертежи этих воротников. Чем они отличаются?

4. Работа в тетради (словарная работа).

-  Откройте тетради.

-  Запишите дату.

-  Какое сегодня число?

-  Какой день недели?

- Запишите тему, новые слова и виды отложного воротника.

5. Работа по таблице «Мерки».

- Для построения чертежа отложного воротника используют те же мерки, как и для других видов воротника.

- Какие это мерки?

    ПОш и Шв.

V.  Показ учителя.

VІ.  Работа по технологической карте.

- Прочитайте технологическую карту.

- Какие инструменты нам нужны для построения чертежа и изготовления выкройки?

1. Расскажите правила т/б при работе с ножницами?

VII. Релаксация.

СОТВОРИ В СЕБЕ СОЛНЦЕ.

В природе есть солнце. Оно светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны). Откройте глаза.

VIII. Практическая работа.

2 гр.- самостоятельно;

3 гр.- спомощью.

 

                                               1.Работа с учебником.

 Стр.  204

                                              2. Работа по карточкам.

Из предложенных воротников выберите отложной, назовите № карточки  и № воротника.

IХ. Проверка качества работы.

Х. Рефлексия.

      -Напиши в центре солнца своё имя. Солнце имеет лучи. Каждый лучик  имеет номер – это этап урока.

   1 лучик нашего солнца – это начало урока.

   2 – работа по карточкам.

   3 -  твои ответы на уроке.

   4 – новый материал.

   5 – построение чертежа.

   6 – конец урока.

- Выбери цвет и раскрась каждый лучик тем цветом, который соответствовал твоему настроению на каждом этапе урока.

    красный  - очень интересно, очень понравилось.

    жёлтый  - интересно, понравилось.

    синий   -  интересно, но не совсем.

    зелёный   - не интересно, не понравилось.

    чёрный - совсем не интересно, совсем не понравилось.