В календарно-тематическом планировании, утверждённом  в начале учебного года урок по теме «Построение чертежа и изготовление выкройки в М 1:2 отложного воротника» - 7 урок из 11  первого раздела «Изготовление выкройки халата на основе платья и раскрой» 2 четверти 8 класса.

Для урока задана триединая цель, составные части которой логически взаимосвязаны между собой.

Образовательная.Формировать понятие «отложной воротник», учить строить чертёж отложного воротника и вырезать выкройку.

Коррекционная. Корригировать  мышление  с помощью ребуса, проблемных вопросов и проблемных ситуаций;  речь через  умение высказать своё мнение,  составлять текст-описание, словарную работу;  память  через актуализацию прошлого опыта; наблюдательность через сравнение образцов тканей, фасонов воротников; мелкую моторики и координацию движений  в работе с  мозаикой и  при проведении динамической  паузы; пространственную ориентацию при работе с чертежом.

Воспитательная. Воспитывать навыки учебной деятельности; познавательный интерес к предмету; трудолюбие; чувство дружбы и товарищества, любовь и уважение к профессии швеи.

Исходя из триединой дидактической цели, был  выбран тип урока – урок изучения нового материала, в структуре которого выделяется десять логически взаимосвязанных этапов, содержание которых, является способом достижения заданной на урок цели, как для учителя, так и для осознания, понимания и принятия её учащимися. На уроке практически реализованы все три цели в комплексе: образовательная цель выступила основной, а другие, решая собственные задачи, в то же время помогли достижению главной, ведущей цели - у учащихся сформировалось понятие об отложном воротнике, они научились изготовлять выкройку по построенному чертежу. Усвоению учащимися теоретических положений и переносу их в практическую деятельность помогло методологически обоснованное содержание учебного материала, соответствующее требованиям учебных программ. Опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся была осуществлена в полной мере, поскольку тема «Построение чертежа и изготовление выкройки» имеет место в каждом разделе программы, но это не исключает  актуальности данной темы для учащихся, поскольку  – построение чертежа и изготовление выкройки именно отложного воротника – требует новых знаний и умений.  В содержании прослеживалась рациональная последовательность рассмотрения материала, связывая теоретический материал с практическим, и наоборот; оно было научно-достоверным, логично построенным,  доступным для понимания.

Показателями  степени сформированности  на уроке знаний, умений и навыков стало: "Различение"- учащиеся могут выделить  отложной воротник из серии других воротников в разных вариантах предоставления: по выкройке, по образцу, по рисунку,  по наличию его в готовом изделии; "Запоминание"-  учащиеся могут пересказать последовательность  изготовления  выкройки отложного воротника, осознавая каждую операцию и отвечая на вопросы по технологической карте;  "Понимание" - учащиеся не только воспроизводят правила построения чертежа и подготовки выкройки к раскрою, но могут объяснить насколько важно соблюдать эти правила, привести примеры, отвечая на проблемные  вопросы: «Что может случиться, если не правильно отложить длину воротника при построении чертежа?» или «Для чего во время примерки уточняют мерку ПОш?». Из ответов учащихся видно, что  сущность вопросов им понята, а не просто формально закреплена в сознании; "Применение" - ученицы могут применить с большей долей самостоятельности на практике теоретические знания в заданиях по изготовлению выкройки, а это значит, что данные умения перешли в простейшие навыки.

Для реализации коррекционных целей использованы разнообразные дидактические методы и приёмы: работа над развитием речи - умение высказать своё мнение  в работе с выражениями; правильно полным ответом строить предложения, отвечая на вопросы,   составлять текст с опорой на план, используя профессиональную терминологию; словарная работа.  С  целью коррекции  мышления  были предложены ребус, проблемные вопросы и проблемные ситуации. Для коррекции мелкой моторики и координации движений    - задание – собрать мозаику, динамическая пауза; пространственной ориентации содействовала непосредственная работа с чертежом; наблюдательность корректировалась через сравнение образцов тканей, фасонов воротников; коррекция памяти осуществлялась через актуализацию прошлого опыта – это и фронтальный опрос и работа по карточкам, и закрепление нового материала. Внимание учащихся поддерживалось словами-призывами, здоровьесберегающей технологией,  работой по формированию познавательного интереса  к предмету – это и профориентационная работа, и составление кластера, использование рефлексии на различных этапах урока. Активное восприятие материала поддерживала за счёт смены деятельности, динамических пауз, подбором  заданий с учётом межпредметных связей.  Большое значение при составлении урока придала включенности в процесс познания всех анализаторов: слухового, зрительного, аналитического, кинестетического.  Целесообразно и эффективно была использована наглядность и ТСО. Наличие обратной связи со всеми учащимися в ходе урока увеличивает степень эффективности урока в аспекте достижения его целей. Правила охраны труда и техники безопасности соблюдены и учителем, и учащимися, а также закреплены в устной форме.

Решая воспитательные цели, включала моменты  по развитию нравственных качеств – трудолюбие, патриотизм – отчётливо прозвучали в словах Н. Назарбаева. Направленность на любовь и уважение к профессии швеи, а также интерес к данному виду профессии – ярко прослеживаются в профориентационном рассказе, при составлении кластера ученицы сами называют основные качества личности, которыми должна обладать швея. Обращение учащихся к тому, что нужно дарить людям радость, улыбки, любить людей, любить  себя формируют нравственные качеств личности, такие как доброжелательность, отзывчивость, альтруизм. А также способствуют коррекции самооценки, тревожности и уровня притязаний.

Планируя урок, предусмотрела его оптимальность для  данного  класса, то есть урок по своему содержанию и методам соответствует уровню учебной подготовки и развитию учащихся, был выбран оптимальный темп с учётом психофизиологических особенностей учащихся, продумана работа по поддержанию интереса на протяжении всего урока. Исходя из этого, все учащиеся на уроке были активны. Активность поддерживалась также стимулированием деятельности, а именно, похвалой, одобрением, улыбкой, и самое главное уважением к высказыванием ученика,  стилем отношений, которые можно охарактеризовать словами “я такая же, как и вы”, “мы равны с вами”. Рефлексия настроения и эмоционального состояния, проведённая в начале урока, с целью установления эмоционального контакта с группой; в середине урока с целью релаксации и поддержания эмоционально-положительного настроя, и в конце деятельности с целью     возможности осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом на различных этапах урока, ещё раз даёт возможность оценить активность каждого ученика и проанализировать уровень осознания содержания пройденного. Приёмы, направленные на повышение степени активизации учащихся создавали благоприятную психологическую атмосферу урока.

Эффективно, своевременно и разнообразно организованы различные формы  и виды контроля: письменный контроль; устный опрос; целенаправленное наблюдение отдельных учащихся, их работы на уроке; самоконтроль, осуществляемый  в сравнении с образцом и предъявляемых требований к качеству работы. Применённые методы контроля позволили выставить объективную отметку  за урок  каждому ученику.

Урок получился добрый, светлый, спокойный. Настроение после урока умиротворённое, потому что,  все виды  работы по коррекции эмоционально-личностного восприятия отразились не только на учащихся, но и на мне. Уроком   удовлетворена.