foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
МБОУ СОШ №5 с.Большой Бейсуг МО Брюховецкий район. АДРЕС: 352770 Краснодарский кр, Брюховецкий р-н, село Большой Бейсуг, улица Деркача,1 ТЕЛЕФОН:8(86156) 45-1-22 Электронная почта: School5@bru.kubannet.ru

Школа № 5

с. Большой Бейсуг Брюховецкого района Краснодарского края

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Урок по истории России в 7 классе подготовила и провела Кротко Л.Г.

Цели и задачи:
образовательные: раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке; рассказать о проникновении русских в Сибирь и присоединении новых территорий; углубить знания, полученные на уроках географии, способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету;

развивающие: способствовать развитию умения оперировать историческими знаниями, применять их, а так же развитию логического мышления и речи учащихся;
воспитательные: стараться вызвать уважительное отношение к историческому прошлому нашей Родины, способствовать формированию чувства гордости за народы России, участвовавшие в бурных исторических событиях прошлых лет.

Проблема: Какова роль русского народа в освоении Северо-Восточной Азии? (прогресс или регресс – доказать в конце урока).

Основные понятия: острог, ясак.

Даты:
1643 – 1646 гг. – экспедиция В.Пояркова на Амур;
1648 г. - морской поход С.Дежнева;
1649 – 1653 гг. – поход Е.Хабарова на Амур.

Оборудование: карта, значки с названиями народов, названиями городов.

Оформить выставку книг.
Ход урока:

Эпиграф: «Из века в век, из века в век
Шёл крепкий русский человек
На дальний Север и Восток
Неудержимо, как поток».
(Из сибирской старинной песни)
План:
1. Коренные народы Сибири. Продвижение русских в Сибирь.
2. Русские географические открытия в Сибири.
3. Освоение Сибири.

1. Коренные народы Сибири. Продвижение русских в Сибирь.
Слово «Сибирь» так и не расшифровано, точное этимологическое значение его не найдено. Со всем тем, что существует в ней хорошего и плохого, открытого и неоткрытого, свершившегося и несвершённого, обнадеживающего и недоступного, Сибирь – это Сибирь, которая имеет своё имя, лежит на своём месте, и выработала свой, ни на что другое не похожий характер.
Сибирь, находясь на одном материке с Европой, отгороженная от неё лишь Уральским Каменным поясом, который вполне можно считать доступным, была, тем не менее, открыта для цивилизованного человечества почти на 100 лет позже, чем Америка.
Конечно, смутные слухи о Сибири бродили по миру издревле и, конечно, русский человек – тот же неутомимый новгородец – и торговал, и промышлял в её владениях, проникая туда и по суше, и по северным морям, но, считая это дело обычным, отчётов о своих самоотверженных проникновениях никому не давал, а опыт передавал сыновьям.
Новгородцы знали Юргу (так назывались северные земли к востоку от Уральских гор) ещё в XI столетии, а может и раньше. Впервые же слово «Сибирь» появилось в русских летописях в начале XV века в связи с кончиной хана Тохтамыша, который уже после Куликовской битвы, в княжение Дмитрия Донского, спалил Москву, но продержался у власти недолго, и, в результате междоусобных распрей, был убит в «сибирской земле».
Что до слухов о Сибири, время от времени возникавших в древности в Западной Европе, то столько в них было небылиц и сказок, что одних они отпугивали, у других уже и тогда вызывали усмешку. Со слухов же Геродот записывает в своей «Истории», имея в виду, очевидно, Урал: «У подошвы высоких гор обитают люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками». А дальше не может не усомниться: «Плешивцы рассказывают, чему я впрочем не верю, будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними другие, которые спят шесть месяцев в году».
Так какие же народы в XVII веке обитали на громадной территории Сибири – от Уральских гор до Тихого океана? (Показать на карте).
Здесь проживали разные народы, но численность их была невелика – всего около 200 тысяч человек.
Сравнительно небольшими объединениями родов в племя (от 100 до 1000 человек) жили малые народности, говорящие на разных языках. По-разному они добывали себе пищу и общались друг с другом обычно только для обмена продуктами. Оленеводы и охотники вели кочевой образ жизни. Из оленьих шкур они делали себе жилища – юрты. Религия у них была языческая. Своими покровителями оно считали духов воздуха, земли, а также предков, с которыми можно было общаться через шаманов. Коренное население Сибири было исключительно выносливым, трудолюбивым, прекрасно знало природу. Низкорослые, одетые в меховую одежду, внешне они, казалось, были похожи друг на друга, но каждая, даже самая малочисленная народность имела особенности, традиции, таланты.
А теперь заслушаем сообщения о некоторых народах Сибири: о бурятах; о якутах;
об эвенках; о чукчах. (Опережающее задание учащимся было дано заранее)
Учитель значками на карте обозначает районы обитания этих народов. Заслушав сообщения учащихся, учитель рекомендует с выставки энциклопедию «Народы мира», где можно найти и прочитать материал о других народах Сибири.
А дома вы составите таблицу «Народы Сибири», используя материал ещё и из учебника, ведь мы слушали сообщения лишь о четырёх народах Сибири.

Таблица «Народы Сибири»:

Народ Район обитания Занятия


Итак, из сообщений мы видим, что суровые климатические условия не способствовали быстрому социально-экономическому развитию этих народов. Большинство их жило в первобытно-родовом обществе, занимаясь главным образом охотой, рыболовством, полукочевым скотоводством.

 

2. Русские географические открытия в Сибири.
Покорителем Сибири в 16 веке стал – кто?
– Правильно, Ермак Тимофеевич. Ермак и его дружина были из казаков. В покорении и освоении Сибири казаки сыграли роль исключительную, почти сверхъестественную. Только особое сословие людей дерзких и отчаянных, не сломленных тяжёлой русской государственностью, чудесным образом сумело сделать то, что удалось им. Первый основательный шаг за Уралом сделал Ермак, другие пошли за ним. Эти другие вершили подвиг не менее удивительный. Дежнев, Поярков, Хабаров и другие первопроходцы.

«Шёл тропою он землепроходской
В дни слепые и зрячие ночи.
С Колымы вкруг земли чукотской
Он провёл пытливые кочи.

Сколько рек на веку он выверил,
Сколько стран исходил незнаемых,
Сколько дел порешил и вырешил –
Дел неслыханных и незнаемых.»
С. Наровчатов «Дежнев».

Слово ученику, который расскажет о С.И.Дежневе и его открытиях (опережающее задание). (Путь его прослеживаем по карте).
Другим первопроходцем был Ерофей Павлович Хабаров. «Одиссеей» Ерофея Хабарова почла бы за честь хвалиться любая столица, будь он из неё родом. Слово ученику, который расскажет о Е.П.Хабарове (опережающее задание). (Путь проследим по карте).
А Владимир Владимирович Атласов, покоритель Камчатки! Пушкин назвал Атласова «Камчатским Ермаком». (Слово ученику о В.В..Атласове) (опережающее задание).
А Василий Данилович Поярков, приискавший огромные территории Северо-Восточной Сибири! (Слово ученику о В.Д.Пояркове) (опережающее задание).

Работаем с картой и записываем даты и открытия.


3. Освоение Сибири.
На протяжении каких-то 50-60-ти лет сибирские земли были присоединены к России. Но русской и осёдлой сделали Сибирь не воины, не служивые, промысловые и торговые люди, а хлеборобы. Пашенный человек, пришедший на эту пустовавшую землю вслед за казаком, распахивал степь или корчевал под пашню тайгу и год от года сеял и собирал хлеб, растил детей, умножал семью и делал теперь уже свой многотрудный край жилым и доступным. К концу XVII века русское население Сибири достигло уже 150 тысяч человек. Во многих районах русские составили большинство жителей. С приходом русских в этих краях возникает земледелие. Постепенно развиваясь, оно смогло обеспечить всю Сибирь хлебом, который прежде приходилось завозить сюда из европейской части России.
Продвигаясь на восток, русские создавали опорные пункты: Томский острог (1604г.), Енисейский острог (1619г.); Красноярский острог (1628г.); Якутский острог (1632г). Нерченский острог (1658г.), Селенгинский острог (1665г.) и другие (отмечаем значками на карте).
Народы Сибири, подчиняясь русскому царю, платили натуральную подать – ясак (новое понятие записать в тетрадь). Им обычно облагались нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом. Особенно ценились собольи шкурки.
Как свидетельствуют предания сибирских народов, дорусская Сибирь являла собой арену почти бесконечных войн. Они были длительными, жестокими и кровопролитными. Включение народов в состав России упразднило эти отрицательные явления, способствовало установлению мира в крае.
За Уралом получило развитие ремесло, возникают первые мануфактуры. В товарооборот втягивались местные продукты. Выдвигаются крупные рыночные центры: Тобольск, Тара, всероссийское значение начинает приобретать Ирбитская ярмарка.
Одну сторону проблемы мы с вами рассмотрели. Однозначно, что вхождение сибирских земель в состав Российского государства имело для России огромное положительное значение. Мы до сих пор не оценили по-настоящему всё богатство и прелести этого обширного края.
А вот другая сторона проблемы – для коренных народов Сибири и Дальнего Востока – какое значение имело это вхождение. Подумайте немного и постарайтесь решить её. Тогда мы сможем ответить на наш вопрос, поставленный в начале урока: прогрессивную или регрессивную роль сыграл русский народ в изучении и освоении Северо-Восточной Азии.


Дети «должны» назвать больше плюсов, чем минусов.
Положительное:
- прекратились междоусобицы;
- переходят на более высокий уровень развития;
- научились ремеслу, новым методам охоты, земледелию, изготавливать орудия труда (металлы);
- началось хозяйственное освоение этих огромных пространств;
- от язычества, идолопоклонничества переходят к христианству;
- более высокий уровень развития быта, культуры.

Отрицательное:
- униженное, неравноправное положение коренных народов Сибири по сравнению с русским народом (ясак).

Чтобы закрепить изученный материал выполняется небольшой тест:
«Народы Сибири в 17 веке»
1. На каком уровне развития находились, в основном, народы Сибири до вхождения в состав Российского государства:
а) первобытный; б) феодальный; в) капиталистический.

2. Кто из русских землепроходцев открыл пролив, отделяющий Азию от Америки:
а) Поярков; б) Дежнев; в) Хабаров.

3.Почему присоединение сибирских земель к России проходило в основном бескровно?
а) трудные климатические условия
б)местному населению платили серебром
в) отсутствие на территории Сибири государственных объединений

3. Как назывался «пушной» налог, который платили народы Сибири в царскую казну:
а) ясак; б) оброк; в) пошлина.

4. Последствия освоения Сибири:
а) расширилась территория России;
б) сделаны географические открытия;
в) Россия получила выход к Тихому океану;
г) получены первые научные знания об этих краях;
д) верны все ответы.

Знакомство с книгами книжной выставки.

Домашнее задание: параграф 9, стр. 73-74, параграф 10, стр. 78, ответить на вопросы в конце параграфа, составить таблицу, знать определения: ясак, острог. 

МБОУ СОШ №5

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net
Рейтинг@Mail.ru Seo анализ сайта
© 2018 Официальный сайт МБОУ СОШ 5 с.Большой Бейсуг Брюховецкого района Краснодарского края . Все права защищены.