foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
МБОУ СОШ №5 имени Ф.Г. Деркача с.Большой Бейсуг МО Брюховецкий район. АДРЕС: 352770 Краснодарский кр, Брюховецкий р-н, село Большой Бейсуг, улица Деркача,1 ТЕЛЕФОН:8(86156) 45-1-22 Электронная почта: School5@bru.kubannet.ru

Школа № 5

имени Ф.Г. Деркача с. Большой Бейсуг Брюховецкого района Краснодарского края

Материалы школьного краеведческого музея МБОУ СОШ №5  «Эта память о Кубани нам с тобой нужна».

 Л. М. Котлярова,   учитель кубановедения МБОУ СОШ№5  с. Большой Бейсуг Брюховецкого района.  Музейный урок по курсу «Кубановедение» в 7 классе.  Раздел: «Страницы истории Кубани в конце XVIII – XIX веках»  

 Начало заселения и освоения Правобережной Кубани. История основания Брюховецкого куреня и бывших хуторов Большебейсугского сельского поселения.

                                Урок – исследование.

 Цель: Дать подробную информацию о проблеме освоения кубанских земель.

 Задачи:

  • Образовательные: Выяснить значение заселения и освоения Прикубанья для России на рубеже ХVIII  – XIX веков. Оценить роль отдельных личностей в истории заселения Кубани. Актуализировать полученные знания на местном материале, используя музейные экспозиции.
  • Развивающие: Развивать у учащихся умение работать с музейными экспозициями и первоисточниками, анализировать экспонаты основного и вспомогательного фонда музея для проведения исследовательской работы, делать выводы и сообщения; развивать способность к рефлексии и оценке собственных возможностей.
  • Воспитательные: Воспитывать чувство гордости богатой историей нашего края, Брюховецкого района, села Большой Бейсуг, мужеством кубанских «землепроходцев», осваивающих новые для России территории.

Учебное оборудование:

  • Экспозиции музея «А.В. Суворов во главе кубанского корпуса», «Заселение Кубани черноморскими казаками», «Малая Родина – милая Родина».
  • Панорама кордонной  линии (пикет и казачьи курени) – музейная экспозиция.
  • Символика Брюховецкого района.
  • Таблица «Переселение черноморцев на Кубань».
  • Карта «Кавказские укрепительные линии».
  • Раздаточный материал – карточки для работы в группах.

Тип урока: урок - исследование с использованием материалов школьного краеведческого музея.

Форма проведения урока: исследовательско-практическая групповая работа учащихся.

 Метод обучения: проблемно-поисковый.

 Предварительная работа:

Класс делится на рабочие группы, каждая из которых получает свое задание, пакет документов, где указаны экспозиции школьного музея для исследования заданной темы.

 

Подготовка экскурсоводов музея (в каждой группе работают заранее подготовленные экскурсоводы музея).

 План урока

Первая стадия:

Организационная часть урока. Постановка целей познавательной и исследовательской деятельности на данном уроке.

Вторая стадия:

Актуализация уже имеющихся знаний учащихся: раскрыть основные вехи развития Кубани и событий исторического значения в конце XVIII века, которые послужили продолжением преобразований в XIX столетии.

Третья стадия:

Исследовательская работа учащихся по теме урока с использованием экспозиций музея, экспонатов основного и вспомогательного фондов. Сообщения учащихся о результатах исследований.

Четвертая стадия:

Закрепление изученного материала при анализе информационного материала, полученного в ходе исследовательской деятельности учащихся в школьном музее. Размышление – рефлексия.

Ход урока.

 I. Организационная часть урока.

Учитель:

Урок мне хочется начать словами Главы администрации Краснодарского края Александра Николаевича Ткачева: «История Кубани это неразрывная часть общероссийской истории, это часть нашей общей биографии, это богатство не только ушедших поколений, но и будущих и ее надо изучать, знать и охранять».

Мы находимся в школьном краеведческом музее, победителе районного, и призере краевого муниципального конкурса школьных музеев общеобразовательных учреждений в 2011 году.

В нашем музее представлены материалы, раскрывающие историю Кубани и нашей малой Родины – Брюховецкого района и села Большой Бейсуг, являющихся «маленькой капелькой» великой Родины России. Любой образованный, культурный человек должен знать свою историю и слова В. Г. Белинского «Любить свою Родину – значит знать её!» - тому подтверждение.

Сегодня мы, словно на машине времени, совершим удивительное путешествие через века в загадочное и таинственное прошлое – для того, чтобы, узнав свои корни, смело устремиться в будущее.

Тема сегодняшнего урока – «Переселение казаков-черноморцев в Правобережнюю Кубань, основание первых казачьих куреней в конце XIX века и дальнейший быстрый рост хуторов в Черномории в XIX веке».

На уроке вы, ребята, выступаете в качестве исследователей. С помощью музейных экспозиций, документов, схем, таблиц и диаграмм, представленных в музее, вы должны оценить дальновидную политику императрицы Екатерины II, подарившей земли Правобережной Кубани казакам-запорожцам, изучить основание первых куренных селений, в том числе и нашего Брюховецкого куреня и основание на нашей Большебейсугской земле в середине XIX века  хуторов.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Основные вехи развития и события исторического значения во второй половине XVIII века, послужившие продолжением преобразований в XIX столетии»:

Вопросы учащимся:

1. В начале вспомним, какие события происходили во второй половине XVIII  века.

2. Почему Россия активно продвигалась на Северный Кавказ?

Ответы учащихся:

В второй половине XVIII века обострилась давняя борьба между царской Россией и Османской империей за решение черноморской проблемы:  России важен был выход на юг  - через Азовское и Чёрное моря в страны Средиземноморского бассейна и усиление русского влияния в Крымском ханстве. Эти острые противоречия привели в XVIII веке  к ряду войн между этими державами. В 1783 году после отречения от престола крымского хана Правобережная Кубань вошла в состав Российской империи, южная граница российского государства пролегла по правому берегу реки Кубань. Русско-турецкая война 1787 – 1791 г. позволила России закрепиться в Северном Причерноморье, в Крыму и на правобережной Кубани. Событием исторического значения явилось переселение на Кубань в 1792 – 1793 г. Черноморского войска.

III. Исследовательская деятельность учащихся с материалами раздела музея «Заселение Кубани казаками».

Группа 1.

Задание 1: По карте – схеме «Кавказские укрепительные линии» на экспозиции изучите расположение кубанской кордонной линии, построенной под руководством А.В. Суворова, оцените его вклад в усиление позиций России на кубанских землях.

Результаты исследования учащихся:

Учащийся  - экскурсовод:

После присоединения Прикубанья к России для защиты южных границ на Кубани от турецких захватчиков правительство Екатерины II решило создать прочную линию укреплений по реке Кубани. Для претворения этого плана в жизнь в 1778 году в Прикубанье прибыл выдающийся русский полководец А.В. Суворов. В 1778 он вступил в должность командира Кубанского корпуса. За короткий срок на Кубани была создана Кубанская корпусная линия: от Азовского моря до устья реки Лабы, продолжительностью 575 километров, состоящий  из 10 крепостей, 10 редутов и 8  фельдшанцев (земляных укреплений). А.В. Суворов использовал весь свой авторитет и дипломатическое искусство, чтобы привлечь на сторону России казаков, ногайские и горские народы, пытаясь путём дружеских и экономических связей укрепить влияние России на северном Кавказе.

Роль А.В. Суворова в истории Кубани велика, и наш музей хранит память об этом выдающемся «первопроходце» земли Кубанской. Его имя носит сельскохозяйственное предприятие нашего села Большой Бейсуг – ООО «Суворова».

Задание 2:  Изучите имеющийся в музее текст «Жалованной грамоты» Екатерины II  и сделайте вывод, какие экономические и военно-политические цели преследовало правительство России?

Результаты исследования учащихся:

Экскурсовод: 14 января 1788 года Екатерина II поручила князю Г. А. Потемкину, главному администратору страны, решить вопрос о войсковой территории по его собственному усмотрению, но с учётом желаний казаков, хотевших поселиться в «Керченском Куту или на Тамани». Внезапная смерть Г.А. Потёмкина помешала узаконить земли казакам. В феврале 1792 года черноморцы собрали войсковую Раду, которая решила добиться передачи им обещанной  земли. С этой целью в Петербург была послана делегация во главе с войсковым судьёй А.А. Головатым.

3. Ролевая сценка:

Головатый: Мы к тебе прибегли, к тебе, монархине правоверной! Мы, казаки – запорожцы, просим Вас наше войско во всегдашнее своё монаршее благоволение принять для поселения нас на Тамани с окрестностями оной и Милостиво повелеть: отвесть выгодные земли и на вечно спокойное потомственное онаго владения милостивую грамоту выдать».

Экскурсовод: эта льстивая и пышная речь поразила Екатерину. Черноморскому казачьему войску Жалованная Грамота была вручена 30 июня 1792 года.

Ученица в роли Екатерины II (читает грамоту):

«Всемилостивейшее жалуем войску Черноморскому в вечное владение землю, лежащую на правой стороне Кубани от устья её к Усть – Лабинскому редуту так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границей войсковым землям. Всемилостивейшее жалуем войску Черноморскому знамя войсковое и литавры, булаву и войсковую печать.

На производство жалованья кошевому атаману и войсковым старшинам повелели мы отпускать из казны нашей по 20 тысяч рублей на год.

Войску Черноморскому подлежит бдение и стража пограничная от набегов закубанских.

Мы надеемся, что войско Черноморское  сможет     не только соблюсти имя храбрых воинов, но и заслужит звания добрых и полезных граждан».

(Екатерина вручает грамоту А. Головатому).

Группа 2. Задание 1: Как происходил процесс переселения казаков-запорожцев?

Экскурсовод 1: В течение 1792 и 1793 годов черноморцы несколькими партиями переселялись из Приднестровья на Кубань.

Казаки плыли на лодках и пели: (ученик читает текст из экспозиции).

Ой, тысяча щей симсот девяносто другого року

Прийшов указ вид царицы, аж из Петербурга – города,

А щоб как Чепега так и Головатый

Усих запорожцив забралы та на Кубань наймувалы.

«Ой, пора нам, братцы, в поход собыраться

Та с Днистром – ричкой прощаться.

 

Ой, прощай, ты Днистр, ты ричинька быстра

Та пидым мы на Кубань пыть водыцю чистую,

Ой, прощайтэ курени любезные,

Трэба вид нас повалыты на чужи земли».

 

Экскурсовод 2:

Давай-ка припомним былое, казак,

Развеем над морем туманы,

Кто первый по – братски нам путь показал

На добрые земли Кубани?

Кто первый сказал: «Тут нам жить начинать!

Казачье уменье приложим.

А ворог нагрянет – мы вынем опять

Калёные шашки из ножен?»

Результаты исследования учащихся по экспозиции «Переселение черноморцев на Кубань»

 

 Причины переселения.

  • необходимость охраны новой государственной границы по реке Кубани
  • хозяйственное освоение Правобережной Кубани
  • неустойчивое положение черноморцев в Приднестровье
  • необходимость пересечь возможность бегства крепостных крестьян из России через Забужье в Задунайскую сечь
  • желание черноморской старшины владеть удобными и плодородными землями
  • Этапы переселения

 

 Задание2. Раскройте  этапы переселения казаков:

  Выступления учащихся:

Первая партия состояла из строевых казаков. 16 августа 1792 года под командованием полковника Саввы Белого они на гребных судах и одной яхте покинули Днестровский лиман и 25 августа 1792 года прибыли в Тамань.

5 октября 1911 г. на месте высадки казаков был открыт памятник в честь этого знаменательного события. Вслед за С. Белым через Крым в октябре 1792 года прибыл к Темрюку полковник Кордовский с двумя пешими полками и частью казачьих семей. В начале сентября 1792 года  выступил на Кубань сам кошевой атаман З. Чепега и  23 октября 1792 г. он подошёл к реке Ее, к так называемому Ханскому городку. Перезимовав, отряд двинулся к Карасунскому Куту, где вскоре был основан город Екатеринодар.  Последнюю партию из 700 человек привёл на Кубань есаул Черненко.  Всего из – за Буга на Кубань переселилось около 17 тысяч казаков.  Вместе с женщинами и другими  переселенцами первых жителей Черномории насчитывалось до 25 тысяч человек.

Задание 2. По музейному экспонату – панораме кордонных укреплений расскажите, какая первостепенная задача ставилась перед казаками и как несли службу они на кордонах?

Результаты исследований:

Основная задача, которую должны были выполнять переселившиеся черноморцы – охрана границы империи. Граница России на Северном Кавказе стала проходить по реке Кубань.

Кубанская кордонная линия – это линия укреплений (кордонов) вдоль границы. Между кордонами были устроены небольшие укрепления – пикеты  со сторожевыми вышками. Вокруг пикета мы видим: тянется ров. Рядом поднимается на столбах вышка, на которой всё светлое время суток дежурил дозорный казак. Здесь же стоит высокая жердь, обмотанная сеном – «фигура». В случае тревоги «фигуру» поджигали, предупреждая об опасности соседние пикеты. Между пикетами постоянно разъезжали конные дозоры. У коновязи постоянно находились осёдланные кони. Ночью, когда с вышки ничего не было видно, с пикета высылались команды разведчиков. Это были залоги. Они залегали в камышах, кустарниках, наблюдали за передвижением горцев, чтобы предупредить возможное нападение. Так изо дня в день несли пограничную службу казаки. 

Группа 3.

Задание 1.

Анализ документа  «Порядок общей пользы», фотографии и карты «Черномория 1792 – 1830 г.г.». Основание на Кубани куренных поселений, в их числе Брюховецкого куреня. 

Результаты исследований

Пожалованная земля черноморцами и занятая казаками по имени войска стала называться Черноморией.

Прибывшее из Приднестровья казачье население первоначально определяло места для постоянного проживания самостоятельно. Однако подобное беспорядочное расселение не устраивало казачью администрацию, поскольку значительно подрывало боеспособность войска, обязанность охранять государственную границу. Организованность в этот процесс внёс принятый 1 января 1794 года документ об административном и территориальном устройстве Черномории. Он получил название «Порядок общей пользы». В пункте 3 были определены условия расселения казаков по территории Черномории.

Основная масса казаков должна была поселиться в 38 куренях – селениях «в тех местах, где какому куреню по жребию принадлежать будет». 15 февраля 1794 года состоялась жеребьёвка мест поселений куреней.

Брюховецкий курень привёл на Кубань куренной атаман Фёдор Таран. Сначала Брюховецкому куреню досталась местность в верховьях реки Албаши, в районе станицы Староминской, где прожили 2 года, и 2 года был неурожай. Через 2 года переехали на реку Бейсужок, где сейчас расположено АО «Переясловское». Но и здесь не было хорошей воды, получали плохие урожаи. Им было разрешено переехать всем куренём в район реки Большой Бейсуг, где и по настоящее время расположена станица Брюховецкая, названная в честь кошевого атамана Запорожской сечи, гетмана Левобережной Украины Ивана Мартыновича Брюховецкого.

Какой символ Брюховецкого района, подтверждает  историческое прошлое основания Брюховецкого куреня? Используйте экспозицию музея «Символика Российской Федерации, Краснодарского края, Брюховецкого района»?

Результаты изучения экспозиции.

Самый главный символ – это гимн Брюховецкого района. Слова гимна написали наши Брюховецкие поэты Владимир Нестеренко и Евгений Рыднев.

(Учащиеся включают запись гимна и вместе исполняют его).

 

На высокий. могучий курган

Наших предков привёл атаман.

Возле Бейсуга - вольной реки

Основали курень казаки.

Трудный путь с тех далёких времён

Ты прошёл, наш любимый район.

Путеводная наша звезда,

Мы верны тебе будем всегда.

 

Нам вечно нашу землю любить,

Как предкам, её славу хранить,

И торжественно клятву даём:

Мы с тобой, Брюховецкий район!

 

Нам по силам свершений размах,

Наш девиз «Сквозь преграды – вперёд!»

Молодёжь с нами в первых рядах,

И побед новых время грядёт.

Будут в небо стремиться хлеба

И подсолнухам в золоте быть,

Наша гордость и наша судьба -

Верой, правдой Отчизне служить.

 

Мы помним мудрых предков завет,

Добьёмся новых ярких побед,

Будем все рубежи покорять,

Брюховецкий район прославлять!

 

 

 

 скачать

 

Группа 4.

Задание  1.

По экспозиции «Малая Родина – милая Родина»  расскажите, как происходило дальнейшее заселение Правобережной Кубани.

Задание 2.

Обоснуйте основание села Большой Бейсуг.

Результаты исследования:  Звучит тихая музыка, на фоне которой экскурсовод читает стихотворение.

 

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по – особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать.

Где по всему прекрасном в этом мире

По – детски чисто тянется душа.

 

 Выступление учащихся.

Наше село Большой Бейсуг сложилось в условиях многолетнего переселения людей из разных мест России. Особенно бурно начался приток населения после отмены крепостного права в России в 1861 году.

В 1875 году черноморским казачьим войском было принято «Положение об обеспечении земельными наделами генералов, штаб – офицеров и классных чиновников кубанского казачьего войска», выигравших Кавказскую войну. Между станицами стали быстро расти хутора. Первым, кто получил земельный участок в личную  собственность в юрте Брюховецкой станицы, был генерал – майор Павел Борзыков.

Ему отмежевано 1140 десятин при реке Бейсуг с левой стороны в 16 верстах к востоку от станицы. Здесь и возник хутор Борзыки, названный в его честь. Случилось это 13 марта 1875 года. Эту дату и принято считать днём основания нашего села.

К 1905 году на нынешней Большебейсугской земле возникло 14 хуторов: Ланцы, Стасики, Платоновский, Харьково – Полтавский, Драный, Черепяный, Черниговский, Процаи, Борзыки, Заячий холодок, Деркача, Бендеровский, Суходол, Отрубы.

Название своим  хуторам жители давали в честь богачей Ланцева, Процая, Стасика, Бендера, Деркача, Платонова, Борзыка, на чьей земле поселялись. Харьково – Полтавский и Черниговский названы в честь тех мест, откуда прибыли казаки. На хуторе Драный жили очень бедные крестьяне (драные), ютились в землянках крытых соломой или камышом. Черепяный назван потому, что впервые на хуторе стали крыть крыши хат таким прочным материалом, как черепица.

Хутора Заячий холодок, Суходол, Отрубы, Деркачи постепенно исчезли, жители переселились в другие места. А хутора Ланцы, Процаи, Стасики и Борзыки были переименованы в хутор Большой Бейсуг.

В 1966 году из хуторов Платоновский, Большой Бейсуг, Черниговский было образовано село Большой Бейсуг. Из хуторов Драный и Черепяный – село Приречное; хутор Харьково – Полтавский был переименован в село с этим же названием.

За Батуринским мостом

Начинается наш дом.

Дальше Драный, Черепяный,

Борзыки и Картопляный,

Бендеры, Процаи и Суходол –

Хутора теперь все тут

Большим Бейсугом зовут.

 

IV. Закрепление изученного материала:  Анализ информационного материала, полученного в ходе исследовательской деятельности учащихся. Размышление – рефлексия. Вопросы учащимся:

 1.Назовите хронологию событий, происходящих в ходе заселения Правобережной части Кубани в конце XVII1  и  XIX веках? (1792,1792 – 1793г.г. 1793, 1794г., 1875г.)

 2.Назовите выдающихся личностей, сыгравших важную роль в заселении и освоении Кубани.

 3.Как вы оцениваете деятельность этих людей? Можно ли считать их деятельность героической?

 4.Размышление – рефлексия учащихся. Что значит для вас наша малая Родина? Какие открытия вы сделали для себя, посетив наш музей? Анализ ответов учащихся.

 

Выставление оценок.

Заключительное слово учителя.

Завершая урок в музее, хочу предложить вам, ребята, продолжить поисковую работу и пополнять музей новыми сведениями, новыми экспонатами. Не забывайте свою малую Родину – своё село и наш казачий Брюховецкий район. Где бы вы ни были, и куда бы  судьба вас не забросила, вы всегда будете помнить свой дом, свою улицу, своё село и наш родной Брюховецкий район, который  своей историей неразрывно связан с историей России, с историей заселения Кубани казаками.

    

                Ученик читает стихи.

Средь раздольных кубанских полей

И вдоль речек раскинулся он,

Тот, что сердцу любимей, милей –

Наш родной Брюховецкий район.

 

Есть Герои  труда здесь у нас,

И герой войны у нас есть.

Те, что в трудный для Родины час

Защищали Российскую честь.

 

Мы кубанских казаков сыны,

Помним подвиги наших дедов.

Возрождаем казачество мы,

Чтим мы славу былых казаков.

 

Молодей, хорошей, расцветай!

Чтоб гордились мы всюду тобой,

Богатей и Кубань прославляй,

Брюховецкий район наш родной!

 

Я любуюсь и нашим селом

Для меня лучше нет уголка.

Ему отдаю я поклон до земли,

И хочу прославить его на века.

 

V. Домашнее задание.

1. Трёхбратов Б.А., Бодяев Ю.М. Кубановедение, стр.99-107.

2.Задание  для поиска: У старожилов узнайте, какие способы строительства домов были на Кубани в начале XIX века?

МБОУ СОШ №5

Юнармия

Рейтинг@Mail.ru Анализ сайта school5.bolshoy-beysug.ru
       
© 2024 Официальный сайт МБОУ СОШ 5 с.Большой Бейсуг Брюховецкого района Краснодарского края . Все права защищены.