Вы здесь: Главная Методические Кубановедение Культурно-хозяйственный облик куренных селений казаков-черноморцев.
Музейный урок по курсу «Кубановедение» в 8 классе. Экскурсия «Путешествие в прошлое»
Тема: Материальная культура черноморского казачества в 19 веке: Культурно-хозяйственный облик куренных селений казаков-черноморцев.
Цель урока:
Рассмотреть традиционную материальную культуру Кубани XIX века, используя экспозиции и экспонаты школьного краеведческого музея. Формировать понимание своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым.
Задачи:
Образовательная: Охарактеризовать традиционную материальную культуру черноморских казаков: их поселения, жилища, усадьбы, домашнюю утварь и внутреннее убранство хаты; сравнить образ жизни и быт кубанцев в XIX и XXI веках.
Развивающая: научить учащихся видеть историко – культурный контекст предметов основного и вспомогательных фондов музея и оценивать с точки зрения развития материальной культуры на Кубани с учётом особенностей местности.
Воспитательная: воспитание любви к родному краю, уважения и гордости к жизни, быту и занятиям предков, восхищения малой Родиной – неотъемлемой и важной части Российской Федерации.
Учебное оборудование:
1. Мультимедийный показ поселения и жилищ на Кубани в конце XVII1 и XIX веке, их типы.
2. Макет хозяйственной постройки кубанского двора.
3. Мультимедийный показ современных построек села Большой Бейсуг.
4. Экспозиция школьного музея «Казачья хата».
5. Экспонаты музея: предметы домашней утвари.
Тип урока: экскурсионно-исследовательский.
Форма урока: экскурсия в школьный музей. беседа со старожилами села Большой Бейсуг Брюховецкого района, презентация «Из истории прошлого и настоящего села».
Подготовительный этап: 1.Опережающее задание учащимся: прочитать учебник параграф 11 « Материальная культура казачества» или книга «Родная Кубань» страницы 108 – 116.
2. Провести опрос старожилов о способах строительства жилищ на Кубани в XIX веке, о традиционной казачьей кухне и одежде казаков.
3. Оформить презентацию экскурсии по селу на тему: «Облик современных селений, их внутреннее устройство, тенденции в развитии жилой архитектуры.
Эпиграф урока:
Вскинет сокол крыло-
Станет жарко в груди:
Ох, былинная ширь необъятная!
Сколько бурь у родимой земли позади.
Но всё та же она благодатная!
В.С.Подкопаев.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала:
1.Кубанские поселения черноморцев;
2. Жилища и способы их строительства;
3. Экскурсия в музей «Внутреннее убранство казачьей хаты»;
4.Традиционная народная культура:
-кубанская кухня;
-гостеприимство;
-одежда;
-православная вера;
-уважительное отношение к старшим.
5. Презентация и рассказ учащихся о современном облике села и новых тенденциях в развитии жилой архитектуры.
Закрепление изученного материала.
Задания к следующему уроку.
Ход урока.
I. Организационный момент:
Постановка цели и задач
Проблемный вопрос урока: Какую самобытную культуру и традиции сумели сохранить кубанцы на протяжении более чем двухсот лет?
Ребята! Сегодня мы проводим очередной музейный урок. Наш школьный музей - это Кубань в миниатюре. Это символ традиционной казачьей культуры, которую мы любим и бережём. Здесь наши корни, наша сила. В музее каждая экспозиция, каждый экспонат дышит памятью и внушает нам гордость за нашу малую Родину, за щедрость и богатства её истории и культуры. Отсюда пошёл несгибаемый кубанский характер, характер односельчан – желание работать, жить и защищать Отчизну с казачьей страстью, не жалея сил.
Наш музей – это ожившая картина материальной культуры казачьего быта и образа жизни кубанцев, с которыми мы познакомимся на этом уроке. Наша задача – сохранить всё доброе и великое, что оставили нам предки – казаки и продолжить традиции на благо и процветание Кубани.
Изучение нового материала:
Кубанские поселения черноморцев.
Ученик: Большая часть населения Кубани прибыла сюда в начале XVIII века и в течение XIX века в процессе заселения края, черноморцы при устройстве своих поселений придерживались старых запорожских традиций. Селения возникали вблизи степных речек, на удобных земельных участках. В жребиях, которые бросали атаманы для поселения своих куреней, обязательно указывалось место на реке. До 1810 года, если место в жребии было неудобным, курень мог переселиться на новое место. Так, Брюховецкий курень только в третий раз выбрал место у реки Бейсуг и у «Жирного» кургана заложили казаки основу станицы Брюховецкой. В начале века в каждом казачьем селении было не более 30-80 дворов. Селения застраивались прямыми, широкими улицами, усадебные участки нарезались небольшие.
Кубанские жилища и способы их строительства (исследовательская часть урока)
«Путешествие» учащихся по селу и встреча со старожилами, проведённая накануне урока.
Вопрос1: «Какие же жилища строились в нашей местности? Как они назывались?»
Ученик. Житель хутора Платоновского Григорий Илларионович Кротко рассказывает: «Жилища раньше называли хатами. Наряду со словом хата, в этом же значении употреблялось слово курень – это традиционное название жилого дома на Дону, Кубани и у запорожских казаков.
Хаты были распространены невысокие турлучные или глинобитные, обмазанные глиной и беленные снаружи, крытые четырёхскатными соломенными или камышовыми крышами. Турлучные, саманные и глинобитные дома обычно не имели фундамента. Под углы и стены ставили дубовые столбы, пространство между которыми забивали глиной, хворостом, камышом. Почти во всех хатах полы были глинобитные, деревянные полы делали лишь в богатых хозяйствах».
Кубанские жилища и способы их строительства.
Вопрос 2: «А как выглядела хата кубанского казака XIX века, из чего её строили?»
Ученик. Рассказ самой старшей долгожительницы села Пелих Марфы Пркофьевны, которой в 2012 году исполнится 102 года. Интервью с Марфой Прокофьевной записал её правнук Нестеренко Валерий, ученик 8 класса:
«Хата представляла собой прямоугольник длиной от 12 до 35 аршин (аршин – 71 сантиметр) и шириной от 8 до 10 аршин под двух или четырёхскатной крышей. В доме было две комнаты «мала хата» и «велика хата». Дом делали из самана (кирпич, высушенный на солнце, из глины, соломы, земли) либо строили турлучный дом. Это когда казаки по периметру дома закапывали в землю столбы, которые переплетались лозой. Как только каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» и глину вперемешку с соломой забивали в плетень.
Через неделю делали вторую мазку – «под пальцы», когда глину, смешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и «кизяк» (навоз). Была ещё и четвёртая мазка – «вихтюванна». Это когда тряпкой «вихтем» размывали стены, нанося на них тонким слоем глину. Побелку делали белой глиной. Для крыши заготавливали чистый и сухой камыш, который срезали поздней осенью. Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме. При закладке дома на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных. Перья – «чтобы всё водилось». Сволок – деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок, - поднимался не голыми руками, а на полотенцах «чтобы в доме не было пусто». Под крышу подкладывали мелкие деньги, а в переднем углу в стену вмуровывали небольшой деревянный крест, призывая божье благословление на обитателей дома. После окончания строительных работ вместо платы (её полагалось брать за помощь) хозяева устраивали угощение (всё это сопровождалось песнями).
Вопрос3: «Какие были ограды и хозяйственные постройки?»
Рассказ Руденко Натальи Семёновны:
«Казачья усадьба – подворье. Жильё из двух хат: «малая хата или кухня» и «великая хата или чистая половина». Ограды из глины, плетня, камыша. Обязательны хозяйственные постройки. Крыша хаты – из камыша и соломы, редко из железа, хата обмазана глиной, белилась. В подворье колодец, летняя печь – кабыця, сарай, погреб, баня, колодец-журавель.
Ученик: А вот как описывает строительство жилища кубанский поэт П.С. Карпенко в своём стихотворении.
Строить дом в степи –
Тяжкий крест нести.
От натуги кровавились очи:
То камыш коси,
То саман меси,
То формуй да расставь его к ночи.
Леса нет вокруг,
Всё поля да луг.
В дело шла солома и глина,
И сухой камыш
Для шатровых крыш,
И для мазки навоз лошадиный.
В доброй хате той
Всей семье покой.
Круглый год благодать в ней встаёт,
В стужу здесь тепло,
В ясный день светло.
А уж летом прохлада какая!
3.Экскурсия в музей. Внутреннее убранство казачьей хаты.
Учитель: Если бы мы с вами переселились на 120 – 130 лет назад и попали бы на хутора, то обязательно вас пригласили бы зайти в гости, так как кубанцы были очень гостеприимными хозяевами.
Я приглашаю вас в наш музей посетить казачью хату, познакомиться с её внутренним убранством.
3. Экскурсовод музея: Перед вами фрагмент казачьей хаты, какой она была в XIX веке, выполненный умельцами – жителями села Большой Бейсуг. Отличительным признаком кубанской хаты был внутренний план, единый для всех районов Кубани. Русская печь ставилась в заднем углу хаты. Святой угол имел важное значение, благодаря своему убранству он сразу же притягивает к себе взор входящего. Иконы обрамлены вышитыми белоснежными полотенцами – рушниками. За несколько дней до новоселья (входин) дом освещали и вносили иконы, обустраивали святой угол. В святом углу стоят две иконы Божьей Матери, подаренные жителями села. Недалеко от кровати обычно стоял сундук – скрыня. Вдоль стен устанавливались неподвижно стоящие лавки – канапеи.
Основным топливом печи служил кизяк, которым отапливали хаты. Это навоз, перемешанный с половой, разрезанный и высушенный.
Старики спали на печи, на лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца века были набитые сеном матрацы, рядна, попоны, валянные из овечьей шерсти или просто солома.
В больших семьях обедали за столами, детей кормили отдельно за низеньким столиком (сырно).
Освещали жилые помещения до конца XIX века каганцами – это небольшая плошка с фитилём, наполненная жиром, с 80-х годов XIX века постепенно стали распространяться керосиновые лампы.
В каждой хате имелась различная домашняя утварь: чугуны, глиняные горшки, макитры, деревянные ложки, рогачи, утюги, рубели, прялки, кочерга и др. – все эти экспонаты принесены в наш музей учащимися школы и жителями села.
Культура малой родины богата
Перед тобой жилище предков – хата,
Турлучная, а крыша камышом,
Её жильцам метели нипочём.
В ней лавки, стол, комод и сундуки.
Макитры, глечики, и ложки, рушники.
Как правило, плетнём окружена,
Запрятана в тени садов она.
Красив язык казачий. Эту речь
Завещано нам предками беречь.
И на «подвирье» надо нам «робыть»,
Чтобы в достатке «щиро», «гарно» жить.
Костюм казачий из сукна, из ситца.
Он мог десятилетиями носиться.
Бешмет, черкеска, также башлыки
Красивы на Кубани мужики!
4.Традиционная культура кубанского народа:
Кубанская кухня.
Учитель: Ну, коль мы пришли в гости, как вы думаете. Чем бы нас угостили радушные хозяева?
Учащиеся: Нас бы обязательно угостили горячим хлебом, пирогами, варениками или блинами и галушками. Любимым блюдом кубанцев был борщ с мясом, салом, лапша, каша и оладьи, а запивали узваром. Существенное место в рационе занимала рыба, фрукты, овощи и молочно – кислые продукты.
Одежда казаков.
Учитель: Как же одевались казаки? (Посмотрите на имеющийся в музее казачий костюм и снимки черноморских и линейных казаков в костюмах).
Экскурсовод: (из рассказа бывшего атамана казаков сельского поселения Гуляева В.С.). «В начале XIX века единой формы у казаков не было. Черноморцы носили синие шаровары и кафтан красного или синего цвета.
К середине XIX века форма становится единой. Как правило, это были чёрные либо тёмно – синие черкески и с газырями – напатронниками, под черкеску одевался бешмет – рубашка, сшитая из атласа, сапоги, башлык. В зимнее время прибавлялась бурка – верхняя одежда из овечьих шкур без рукавов. Папахи у казаков были чёрные – парадные и серые – повседневные.
Во все времена женщины стремились одеваться модно. Казачки не были исключением.
Учитель: А как же одевались кубанские казачки? (Демонстрация костюма).
Учащиеся: Традиционный женский костюм – юбка и кофта – шились из фабричных тканей. Фасоны были разнообразны, имелась масса украшений, обязательно надевалась нижняя юбка – «спидныця». Волосы женщины заплетали в косу и укладывали в пучок на затылке. Пучок называли «шлычкой», маленькой шапочкой, состоявшей из округлого донышка и узкого бортика, которая затягивалась на пучке шнурком. Девушки не ходили летом с непокрытой головой. На ноги казачки обували чувяки, черевички, сафьяновые сапожки.
Православная вера. Все заметные события казаков были связаны с православной верой. Напутственным молебном кубанцев провожали на службу, а благодарственными встречали.
Уважительное отношение к старшим.
Хранителями обычаев выступали у казаков старики. В присутствии стариков не садился даже атаман. К старшим обращались только на «Вы». Важную роль в казачьей семье играла бабушка: муж на службе, жена в поле, а всё воспитание детей ложилось на плечи бабушек, которые пользовались уважением в семье.
5. Презентация, выполненная учащимися – заочная экскурсия по селу Большой Бейсуг «Современные дома и сельские постройки в сравнении с прошлыми строениями».
Закрепление:
1.Заполнение учащимися таблицы:
XIX век |
XXI век |
Хата |
Кирпичный дом |
Кабыця |
Газовая плита |
Скрыня |
Мебель, состоящая из нескольких шкафов |
Утюг железный |
Утюг электрический |
Забор «лиска» |
Забор из металлопрофиля |
Соломенная крыша |
Шиферная или профнастил и металлочерепица |
Чавуны чугунные |
Алюминиевые, эмалированные кастрюли |
Макитры, глэчики |
Стеклянная, фарфоровая, хрустальная посуда |
Матрацы соломенные |
Матрацы ватные или на синтепоне |
Лавки – канапеи |
Деревянные стулья, мягкие кресла и диваны |
Каганец, керосиновая лампа |
Электрический свет
|
Коромысло с помощью которого носили ведра с водой |
Водопроводный кран артезианской воды |
Рубель |
Утюг электрический |
Русская печь, которую топили кизяком |
Газовое отопление |
2. Ответ на проблемный вопрос урока:
Учитель: За многие десятилетия изменился облик поселений, быт и нравы казаков. И всё-таки кубанцы сумели сохранить самобытную культуру. В чём она проявляется? Давайте ответим на проблемный вопрос сегодняшнего урока: «Что сохранилось в нашей современной жизни из обычаев и традиций?»
Ответ учащихся: Кубанская культура XIX века зримо проявляется в языке, обычаях и традициях.
Из прошлого, от прадедов, отцов
Дошло до нас, потомков, много слов.
В кубанских песнях – боевое братство.
Любовь к земле, душевные богатства.
И молится хозяйка день и ночь,
Старается родным своим помочь.
По вечерам «кучкуются», бывает,
«Балакают» и песни «заспивают».
Гладков и Чехов в крае побывали.
О нём воспоминанья оставляли,
Они писали, что у нас живёт
Практичный, сильный, а в бою горячий,
Не зря воспет в стихах народ казачий.
Учитель: Ребята! Вы родились на Кубани в XX веке, сейчас живёте в XXI веке, поэтому несёте великую миссию – быть проводниками культуры из века минувшего в век настоящий.
Кубань – это казачий край, вы часто видите казаков на народных гуляниях и праздниках, сами являетесь учащимися класса казачьей направленности, ваши бабушки и дедушки бережно сохранили традиции казачьей жизни и передали их молодому поколению, а вам предстоит передать культура своим детям.
3.Продолжаем писать историю родного села: опишите быт наших земляков в XIX веке (жилища, занятия, одежда, кухня).
Отразите полученную информацию в виде тезисов, заполнив музейную карточку:
а) Когда и кем было основано село?
б) Чем поразили вас черноморские куренные селения?
в) Какие строили хаты? Застройка усадьбы – «подвирья».
г) Какой строительный материал использовали?
д) Опишите внутреннее устройство в казачьей хате.
IV. Задание на дом для подготовки к следующему музейному уроку.
1.Прочитать в учебнике кубановедения Б.А. Трёхбратова стр. 60 – 64. Декоративно – прикладное искусство кубанских казаков в XIX в.
2.Подобрать музейные экспонаты и отобразить традиционный казачий уклад, ремёсла и обряды (учитель выдаёт каждой группе карточку – задание).