foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
МБОУ СОШ №5 имени Ф.Г. Деркача с.Большой Бейсуг МО Брюховецкий район. АДРЕС: 352770 Краснодарский кр, Брюховецкий р-н, село Большой Бейсуг, улица Деркача,1 ТЕЛЕФОН:8(86156) 45-1-22 Электронная почта: School5@bru.kubannet.ru

Школа № 5

имени Ф.Г. Деркача с. Большой Бейсуг Брюховецкого района Краснодарского края

Раздел: «Страницы  истории  Кубани  в XIX веке.»  8 класс.  Музейный урок:  Пресс –конференция со  «специалистами» сельского  хозяйства.

Тема: Хозяйственное освоение кубанских степей в I половине XIX века.

Цель: познакомить учащихся с условиями занятий населения в половине XIX века в связи с освоением кубанских земель.

Задачи:

Образовательная: сформировать представление о хозяйственном освоении кубанских степей, с условиями жизни и занятий населения Кубани в сельской местности.

Развивающая: развить у учащихся влечение к поисковой работе с целью популяризации краеведческого материала о своей малой родине и пополнения фондов школьного музея

Воспитательная: повысить интерес учащихся к изучению истории родного края, воспитывать патриотизм, гражданственность.

Оборудование:

  1. Музейная экспозиция «Построение социализма в деревне».
  2. Музейные экспонаты сельскохозяйственных орудий: однолемешной железный плуг, каменный каток, серп, коса, деревянные грабли и вилы, соха, мотыга, сапа, лопата.
  3. Фотографии экспозиции «От сохи до К-700»: трезубое рало, сеялки, молотилки, борона-суковатка, древнейшее приспособление для обмолота, первые примитивные трактора.

Методический комментарий: По вышеуказанным экспозициям подготовлены экскурсоводы, которые прошли дополнительное обучение, как по теме урока, так и по методике музейного дела.

Тип урока: музейный урок – пресс-конференция со «специалистами» сельского хозяйства.

Форма урока: урок вопросов и ответов.

 

                            План урока.

I. Организационный момент. Постановка цели  урока.

     Повторение ранее изученного материала с целью подготовки и                                                                                                   восприятия  новой темы.

II.                   Изучение новой темы:

1.        Пресс-конференция (проводят географы, биологи, историки).

2.        Раскрытие понятия «Заимочная форма землепользования»

3.        Анализ таблицы «Хозяйственная деятельность черноморцев».

4.        Характеристика «специалистами» главных отраслей хозяйственной деятельности черноморских казаков.             

III.                 Закрепление.  Выводы о хозяйственном освоении кубанских степей.

IV.                 Домашнее задание.

 

Конспект урока

I.                     Организационный момент.

Учитель: Самым главным событием исторического значения, которое определило дальнейшую судьбу нашего края, явилось переселение на Кубань в 1792-1793гг. Черноморского войска. Земли правобережной Кубани, тысячелетиями топтаные  копытами коней кочевников, стали осваиваться казаками – постоянным населением. Начавшиеся на исходе XVIII века преобразования были продолжены в XIX столетии. Каким оно было для Кубани? Об этом вам предстоит узнать на сегодняшнем уроке, который мы проводим в нашем школьном музее.

                Жить на Кубани и не любить этот благодатный край нельзя. Русский писатель А.П.Чехов много раз бывая на Кубани,  навсегда сохранил интерес к ней, к природе, к людям. Подлинный гимн нашему краю «пропет» Антоном Павловичем в рассказе «Барыня» в 1882 году. Здесь земля Кубани – символ свободы, вольной и счастливой жизни. Герой повествования, Степан, мечтает «бежать подальше…, в Кубань». А своему брату Чехов писал: «Ах, как хороша Кубань! Какое чудное приволье на кубанских степях! И жизнь здесь шире, и лето длинней, и народ удалей!…»

                Эти слова станут эпиграфом нашего урока. Но так ли легко жилось нашим предкам в начале XIX века, чем они занимались, и как пришлось обживать эту дикую, заросшую ковылем и высокой травой, нераспаханную землю?

                (Учащиеся заранее разделены на группы: историки, биологи, географы, аграрии. Каждая группа получает вопросы, готовится по ним. Отвечают те, кто выдвинут группой, остальные слушают и дополняют. Обязательное условие для каждой группы: использование музейных экспонатов, архивных материалов, документов, таблиц, карт, снимков альбома «От сохи до К-700»).

 

Повторение ранее изученного материала с целью подготовки и восприятия нового материала:

           Учитель.  Как назывался документ, составленный в 1792 году, в котором был определено, какой «интерес» могли представить кубанские земли  для Черноморского войска?

           Географы. Войсковой есаул М.С.Гулик составил первое топографическое описание кубанских земель. Исследованная территория в этом документе охарактеризована им кратко и выразительно: «Степь по всему способный».

         Учитель. В каком документе и какие цели, кроме военно-политических, преследовало правительство Екатерины II, переселяя Черноморское войско на Кубань?

                Историки. Это Жалованная грамота Екатерины II, в которой указывалось Черноморскому войску не только охранять границы земли Российской, но и одновременно решать экономические задачи по освоению кубанских степей. Это подтверждает цитата из последнего абзаца документа: «Мы надеемся, что войско Черноморское, соответствует Монаршему Нашему о нем попечению, будет заниматься не только бдительным охранением границ, соблюсти имя храбрых воинов, но и  употребит старание заслужить  название добрых и полезных граждан внутренним благоустройством, трудолюбием и распространением семейного жития».

                Учитель. Могло ли Черноморское войско одинаково успешно нести «стражу пограничную» и обустраивать заселенную территорию?

                Историки.  Прибывшие на кубанские земли Черноморское казачье войско было столь малочисленным, что с трудом справлялось с обязанностями по охране границы. Чтобы спасти положение, в первой половине XIX века правительство организовало три дополнительных переселения крестьян и казаков из украинских губерний общей численностью до 100 тысяч человек.


                 III. Изучение новой темы.

                1). Пресс-конференция учащихся и «специалистов».

                  Учащиеся задают вопрос: «Как природные факторы способствовали быстрому заселению кубанских земель?»

             Географы рассказывают о рельефе, климате, почвах Кубани. (Вывод имеются  здесь и горы, и леса, и реки, и моря, и равнины. Климат теплый, влажность с морей Черного и Азовского. Это привлекало население в эти края).                                                                                                         

Биологи характеризуют почвы. (Вывод: чернозем способствовал населению

  

                                   Карта земельного юрта станицы Брюховецкой.

заняться земледелием, луга – животноводством, а воды – рыболовством)

Историки анализируют документ «Из положения о заселении кубанских земель черноморскими казаками другими переселенцами из России». (Цитируют документ: «…Дозволить русским подданным вневойскового сословия селиться и приобретать собственность в землях казачьих войск…не спрашивая согласия ни войскового начальства, ни городского или станичного общества».

                2). Учащиеся задают вопрос: «Какая форма землепользования преобладала   в освоении кубанских просторов? Кому она была выгодной?»

                Учитель кубановедения. Земли в малонаселённых куренях было так много, что никто не выдвигал каких-либо претензий соседу, никого не обвиняли в незаконном её захвате. Такую форму землепользования, которая возможна только при большом  количестве свободных земель, называли вольнозахватной или заимочной. Заселение земель шло с целью окончательного покорения горских племён. Переселенцам мужского пола давали 20 десятин на душу, зачисляли в казачье войско.

                Семьям, переселившимся по собственному желанию, назначали в вечную, частную и потомственную собственность землю: офицерам и казакам от 25 до 50 десятин земли, а другим сословиям – от 5 до 10 десятин земли.

                Заимочная форма         землепользования была очень выгодна зажиточной казачьей старшине, владевшей большим количеством рабочего скота, имевшей сельскохозяйственный инвентарь и в полной мере использовала привилегии данные ей документом «Порядок общей пользы». (Изучение учащимися текста документа). Выделяетсяпункт, касающийсявыдачиземливрайонеБрюховецкогокуреняказачьемуофицеруКотляревскому: «Господину подполковнику и кавалеру Тимофею Терентьевичу Котляревскому потребно земли отведено на реке Бейсуг по обеим сторонам, начиная от строящейся его мельницы, вверх обоими Бейсугами и вниз по десяти пяти сотных верст земли…» 

                Массе же бедного казачества, не имевшей ни инвентаря, ни скота, завести собственное хозяйство было очень сложно, поэтому они не могли в полной мере воспользоваться обширными угодьями Черномории.

                Литераторы завершают обсуждение данного вопроса стихами.

Равнины, горы и предгорья,

А также реки и моря,

Хороший климат на Кубани

И плодородная земля.

В кубанской области были отделы

И полковые округа,

Поселки, города, аулы,

Станицы, также хутора.

 

Здесь казаки живут, крестьяне,

А рядом с ними и мещане.

Здесь черноморцы и линейцы,

Красивой стати мужики.

По 18 лет служили

Кубани нашей казаки.

За то – земельные паи:

По 30 десятин земли имели.

 

Иногородние, как братья,

Вначале принимались ими,

По упрочению казаков –

И отношения другие.

Не стали пришлых принимать

Они вдруг стали их стеснять.

На них повинности взвалили:

Подводную и за постой,

За землю требовали плату,

Да, жизнь их стала непростой.

 

3. Характеристика «специалистами» развития главных отраслей хозяйственной деятельности черноморских казаков.

                - Вопрос «аграриям»:  Дайте краткую характеристику развитию главных отраслей хозяйственной деятельности черноморского казачества в  первой половине XIX века.

               

                «Специалист» по животноводству. Главной отраслью хозяйственной деятельности черноморского казачества в течение всей первой половины XIX века оставалось скотоводство. Казачество занимались этим и до переселения. На берега Кубани казаки пригнали большое количество скота. Особенно много его было у казачьей старшины. Так, Антон Головатый пригнал в кубанские степи из Приднестровья 15 тысяч лично ему принадлежавших лошадей и 25 тысяч голов крупного рогатого скота, полмиллиона овец.

                Животноводство на Кубани было прибыльным занятием, поголовье скота быстро росло. Лошадей за полвека стало больше почти в три раза, а КРС – более чем в четыре раза, увеличилось поголовье овец, коз. Основная масса скота находилась в руках зажиточных казаков. На хуторах  войсковой старшины, расположенных по берегам степных рек, сосредоточились большие табуны лошадей, гурты коров, отары овец. У бедняков же часто не было даже тягловой рабочей скотины, чтобы вспахать собственное поле. 

                В станице Брюховецкой и в хуторах семьи были большие – по 15-20 человек. Прокормить такую семью, имея 1-2 коровы, конечно, невозможно вот и держали по 5-10 коров, 3-4 пары быков, 20-30 овец, а также по 6-8 свиней и очень много птицы: куры, утки, гуси, В бедных семьях скота было немного, а тягловой силы – волов, лошадей – и того меньше, а то и совсем не имелось.

                И в то же время животноводство испытывало большие трудности. Фактически отсутствовала ветеринарная служба. Наблюдались частая заболеваемость и падеж животных. Болезни, случалось, уничтожали большую часть животных целого куренного селения. 

                «Специалист» по земледелию. Сегодня, когда Кубань является житницей страны, которая производит миллионы тонн отборной пшеницы, трудно даже представить себе, что первые шесть-семь десятилетий XIX века богатейшие кубанские черноземы почти не использовались в хлебопашестве. В 1860 году распахивалось только 6,1% войсковой земли. Земледелие играло подсобную роль. Нетронутые земли покрывались высокими травами. Освоение свободных земель шло медленно. Урожаи получали невысокие – 4-7 центнеров с одного гектара. Землепользование велось без севооборотов, с использованием залежной и переложной систем. В основном высевали озимые пшеницу и рожь, яровые – рожь, пшеницу, гречиху, овес, ячмень, горох.  На душу населения приходилось по 12-15 пудов (1 пуд=16,38кг.) зерна в год, а необходимо было 20. Часть зерна закупали на рынках Ставропольской, Екатеринославской губерний и на Дону. В урожайные годы появлялись излишки, которые шли на продажу

Выращивали также и коноплю для пряжи, лен для технического масла. Важное место занимали огородные культуры, плодовые и картофель. Сажали капусту, помидоры, лук, чеснок, свеклу, хрен, редис, огурцы

Отводился участок и под бахчу – арбузы, дыни, тыкву. Успешно занимались садоводством и выращиванием винограда.

Население Кубани занималось и пчеловодством. 

-Вопрос «специалисту инженерной службы». Какие сельскохозяйственные орудия использовались в хозяйстве кубанцев в XIX  века в ходе проведения сельхоз работ?

«Специалист» инженерной службы. Вашему вниманию предоставляются результаты исследовательской работы учащихся «Использование примитивного сельскохозяйственного инвентаря в ходе выполнения сельхоз работ в течение годового цикла». Выступление будет сопровождаться показом инвентаря, хранящегося в нашем музее и показом снимков из исследовательской работы «От сохи до К-700» 

1. Вспашка и рыхление почвы.

Ранней весной, в марте-апреле, начинали распашку земли под яровые; осенняя вспашка производилась в сентябре-октябре. Основным орудием пахоты с развитием земледелия  стал тяжёлый двухколесный плуг. С конца XIX века деревянные части  плуга постепенно заменяются железными. На целинных землях в тяжёлый плуг впрягалось до четырёх-шести, а на мягкой земле – до двух-трех  пар быков. Многие казачьи хозяйства не имели такого количества скота, и поэтому на Кубани пахали супрягой (совместно несколькими семьями). Для рыхления почвы и вспашки мягких земель широко применялось трехзубое украинское рало. В рало запрягали две пары быков. В конце XIX века появились различные заводские усовершенствованные многолемешные железные плуги. С их появлением повысилась производительность труда, а быки в качестве тягловой силы постепенно заменяются лошадьми.

2. Посев пропашных и зерновых культур.

                Посев зерновых и пропашных культур повсеместно производили ручным способом. К лукошку привязывали веревки, чтобы удобно было вешать его на плечи. Из лукошка рукой разбрасывали зерно.  Пахота, боронование и посев считались исключительно мужской работой, но если в семье было мало мужчин, им помогали женщины и дети.

 

3.Прополка.

           С первых чисел мая начиналась прополка; мотыга (сапа) почти не выпускались из рук и попеременно применялись на бахчах, в огородах, в поле, на участках кукурузы, подсолнечника, гороха, фасоли т.д. Пололи гуртом – всей семьей. Поскольку на май назначались лагерные сборы, вся тяжесть работы обычно падала на женщин.

 

4. Уборка сена.

        В конце мая – начале июня занимались уборкой сена. Сенокошение считалось  мужской работой, однако почти во всех казачьих семьях косой владели и женщины. Сушкой сена обычно занимались женщины, мужчины укладывали его в копны и возили к скирдам.

 

5. Уборка зерновых.

        Наиболее напряжённым периодом сельскохозяйственных работ была уборка зерновых. Старинным орудием хлеба был серп. В 80-90-е годы XIX века заменяется косой с прикрепленными параллельно клинку граблями. При уборке серпом сжатый хлеб вязали в снопы и копны. Затем хлеб возили на ток и складывали в высокие круглые стога.  В конце июня - начале июля поспевали озимые, во второй половине июля – яровые. Позднее начиналась уборка проса, льна, подсолнечника, кукурузы. В уборке участвовали все – взрослые, подростки, старики. При господствующей в то время примитивной земледельческой технике работать приходилось от зари до зари. Уборочная страда во многих семьях,  у которых не было средств для найма рабочей силы, затягивалась до самой зимы.

 

6. Молотьба.

                После уборки хлеба начиналась молотьба, нередко этот процесс затягивался до самых морозов. Молотили хлеб при помощи скота – гоняли быков или лошадей, нередко запряжённых в повозку, по разостланным на току снопам. После обмолота зерно веяли на ветру при помощи лопаты. Провеянный и очищенный хлеб свозили в чувалах (мешках) и ссыпали в амбары.

 

Закрепление:

1.        Проанализировав выступления наших экскурсоводов, давайте попробуем ответить на проблемный  вопрос  урока: «Лёгок  ли  был труд земледельцев в первой половине 19 века?»

2.        Какие факторы препятствовали активному освоению земель на Кубани?

 

Ученик. Все мы сейчас, спустя сотню лет, понимаем, что в первой половине XIX века земледельческое хозяйство имело ярко выраженный экстенсивный характер, так как хлебопашество ещё не было основной отраслью сельского хозяйства, а играло подсобную роль. Бытовало бессознательно – хищническое отношение к земле, удобрение в почву не вносилось, и она истощалась, отсутствовал севооборот, обработка велась примитивными орудиями труда, в результате труд земледельцев был очень тяжёлым и изнурительным, а урожайность составляла всего лишь 4-7 центнеров с 1 га.

 

Слово берёт «специалист» сельхозпредприятия Большебейсугского сельского поселения ООО «Урожай 21 век» (он предлагает познакомиться с экспозицией музея  о  развитии растениеводства  и  животноводства в настоящее  время).

Я хочу сказать, отвечая на проблемный вопрос урока, что труд хлебороба  и животновода был всегда не из лёгких, даже сейчас, когда все работы в сельском хозяйстве механизированы и выполняются  высококлассной техникой (см. экспозицию).

Но  надо помнить, какую высокую миссию выполняет сельский труженик! Ведь он кормит всю страну! В 2011году Кубань собрала около 9 млн. тонн зерна. Урожайность блестящая: в среднем около 57 центнеров с 1 га. Хочу сказать, что урожайность в нашем хозяйстве составила – 70 центнеров с 1 га. – это один из лучших показателей в крае. Кубань является сейчас крупнейшим поставщиком зерна в нашей стране, занимает ведущее место и в животноводческой продукции.

 

Домашнее задание:

1.       Б.А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, учебник Кубановедение  стр.8 – 13.

2.       Подготовиться к следующему музейному уроку – фестивалю самобытных казачьих ремёсел»  по теме   «Зарождение промышленности».

МБОУ СОШ №5

Юнармия

Рейтинг@Mail.ru Анализ сайта school5.bolshoy-beysug.ru
       
© 2024 Официальный сайт МБОУ СОШ 5 с.Большой Бейсуг Брюховецкого района Краснодарского края . Все права защищены.