foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
МБОУ СОШ №5 имени Ф.Г. Деркача с.Большой Бейсуг МО Брюховецкий район. АДРЕС: 352770 Краснодарский кр, Брюховецкий р-н, село Большой Бейсуг, улица Деркача,1 ТЕЛЕФОН:8(86156) 45-1-22 Электронная почта: School5@bru.kubannet.ru

Школа № 5

имени Ф.Г. Деркача с. Большой Бейсуг Брюховецкого района Краснодарского края

Среда, 16 Январь 2013 11:03

Урок литературы. «Женщина – мать-символ красоты»

Автор
Оцените материал
(0 голосов)

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Колодько Т.И.
Оборудование: Стенгазета с фотографиями мам.
Картина Рафаэля «Сикстинская мадонна».
Музыка
Эпиграф: «Будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – МАТЬ!»

ХОД УРОКА

Звучит музыка (песня О. Газманова)
Учитель:
«Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в неоплатном долгу. Это МАТЬ».
МАМА. Для каждого человека, большого или маленького, молодого или пожилого, мама – самый родной человек на свете. Всё лучшее в каждом из нас исходит из неё, от матери, давшей нам самое бесценное – жизнь.
Как гимн звучат слова А. М. Горького: «Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни! Вся гордость мира – от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери – нет ни поэта, ни героя!»
Ей, женщине – матери, мы посвящаем наш урок.
Теме его – «Женщина – мать – символ красоты».
Учитель:
Внимательно вглядитесь в репродукцию картины Рафаэля «Сикстинская мадонна». Что на ней изображено?
(Картина перед учащимися)
Ученик:
Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа на страдание и муки. Она в последний раз любовно прижимала его к себе.
Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В её широко раскрытых глазах тревога. Мария смущенна зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикст, отец. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу.
Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства.

Ученик:
читает стихотворение А. Маркова «Сикстинская мадонна»)
Я глазами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже чёрствые души светлели.
Не сводил с неё взгляда,
Покуда дымку облак, накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула Мадонна навстречу.
Не безгрешная та, не богиня.
Просто Мать.
Учитель:
«Женщина – великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери», - сказал Н. А. Некрасов. – Каждому из нас от колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, заботу, привязанность».
Ученик
(читает стихотворение А. Деменьтьева)
Я верю, что все женщины прекрасны
И добротой своею и умом.
Ещё весельем, если в доме праздник.
И верностью, когда разлука в нём.
Не их наряды и не профиль римский –
Нас покоряет женская душа.
И молодость её. И материнство.
И седина, когда пора пришла.
И мы, мужчины, кланяемся низко
Всем женщинам родной страны моей.
Недаром на солдатских обелисках
Чеканит память лики матерей.

Учитель:
Мама. Это слово первым произносят младенческие уста. Любовь к матери не знает преград.
- вспомните, какой трогательный образ матери создал Н. В.
Гоголь в повести «Тарас Бульба».
…Ночь перед выездом старого Тараса с сыновьями в Запорожскую Сечь. Все спят…

Ученик:
«Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всколоченныекудри и смачивала их слезами.
Она глядела на них вся, глядела своими чувствами, вся, превратившись в одно зрение и не могла наглядеться. Она, как степная чайка, вилась над детьми своими. Вся любовь, все чувства – всё обратилось у неё в одно материнское чувств.

Учитель:
Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы ни стали, как бы далеко жизнь не увела нас от родительского крова, всегда останется для нас мамой, а мы – её детьми, слабости и недостатки которых никто не знает лучше, чем мама.
Это очень хорошо отраженно в рассказе А. Толстого «Русский характер».
Послушайте отрывок из него.
Учитель читает начало отрывка:
- Для восстановления здоровья Егор Дрёмов получил
двадцатидневный отпуск и поехал домой к отцу с матерью.
Но решил: нельзя испугать своим видом старенькую маму. Но материнские чувства никогда не обманывают.

 

Ученик:
«Сели ужинать, как в прежние годы. И только за ужином старший лейтенант Дрёмов заметил, что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой.
Легли спать. Мать всю ночь не спала…
Вернувшись в свой полк, Егор получил письмо:

Ученик:
«Здравствуй, сынок мой ненаглядный. Был у нас один человек от тебя. С тех пор не сплю ночи, - кажется мне, что приезжал ты. Человек этот спал, а я шинель его вынесла на двор – почистить, да припаду к ней, да заплачу, - он это, его это».

Учитель:
Ребята, смотрели ли вы внимательно в мамины глаза? Какие они! Наверное, не все знают это. Я не имею ввиду их цвет. А ведь них – вся наша жизнь. Иногда в маминых глазах прочитаешь мир, покой. Они подобны озеру. А иногда эти глаза темнеют, как темнеет воздух перед грозой.
Подтверждением моих слов является стихотворение Пляцковского «Мамины глаза».

Ученик:
(читает стихотворение М. Пляцкрвского «Мамины глаза»)
Дождинка упадёт на землю, как слеза,
И вдаль поманит утром нас дорога.
А мамины глаза, а мамины глаза
Нам вслед посмотрят ласково и строго.
Всё в жизни может быть – и радость, и гроза
Не жалует судьба нас временами.
А мамины глаза, а мамины глаза
Всегда следят с волнением за нами.
Мы в поисках души меняем адреса,
Нам дома письма редкие прощают.
А мамины глаза, а мамины глаза
Нас в детство по привычки возвращают.
Грубеют на ветру мальчишек голоса,
И девочки становятся взрослее…
А мамины глаза, а мамины глаза
С годами все добрее и светлее.
Учитель:
А что мы знаем о маминых руках? Наверное, только то, что руки мамы чудотворны. Послушайте, как об этом сказа герой романа А. Фадеева «Молодая гвардия» Олег Кошевой.
Ученик
«Мама, мама! Я помню руки твои с того момента, кА я стал сознавать себя на свете. Может быть, они были и грубее, руки твои – ведь им столько выпало работы в жизни. Нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои! Но больше всего я запомнил, как нежно гладили они мои волосы, грудь, шею.
Я целую чистые, святые руки твои».

Учитель:
Поэтесса В. Инбер пишет следующее:

Ученик:
Заботливая женская рука.
На вид она не очень то крепка,
Когда дитя качает в колыбели.
Но как, друзья, крепка она на деле –
Заботливая женская рука.
Учитель:
Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую люовь, ласку, заботу. А вы, дети, должны отвечать ей тем же – любовью, вниманием, заботой. С уважением и признательностью мы относимся к людям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают её старость, дарят ей покой и радость.
Ученик:
(читает стихотворение Р. Гамазатова)
По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски – ласково «баба».
Из тысячи слов земля и океан
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входила в дымный круг.
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становился вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому.
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Тайком вздохну, о чём-нибудь горюя,
И скрыв слезу при ясном свете дня,
«Не беспокойся, - мама говорю я, -
всё хорошо, родная, у меня».
Тревожится за сына постоянно
Святой любви великая раба.
По-русски «мама», по-грузински «нана».
И по-аварски – ласково «баба».


УЧИТЕЛЬ:
Любовь к матери никого никогда не унизила, даже самых великих людей, напротив, сделала их ещё более благородными и достойными уважения.
Мне хочется вспомнить сейчас слово писателя А. Алексина. Вот они:
«Быть сыном или дочерью- это высокое предназначение. Я прихожу к мае, склоняюсь над гранитной плитой. Вовремя, при жизни их, мы должны сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать».
«Прости меня, мама».
- И как не вспомнить слова Олега Кошевого.

 

УЧЕНИК:
«Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать,- не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя сделают наши матери? А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это для материнской могилы.
Мама! Мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости».

УЧЕНИК:
(читает стихотворение Р.Гамзатова)
Трудно жить, навеки, мать утратив,
Нет счастливей нас, чья мать жива
Именем моих погибших братьев
Вдумайтесь, молю, в мои слова:
Если сердцем стали вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней,
Берегите мать от злого слова
Знайте: дети ранят всех больней!
Мать умрёт- и не изглядишь шрамы,
Мать умрёт- и боли не унять.
Заклинаю: берегите маму
Дети мира, берегите мать!

УЧИТЕЛЬ:
- К этим словам можно добавить: берегите матерей так, как они берегут нас.
- Но то, что может мать, может только она.
-У узбеков есть такой обычай: когда знакомятся, спрашивают:
«Отец, мать живы- здоровы?»
- Если ответите «да», то вам скажут: «Ты самый богатый на этом белом свете».
- Да, наши родители- наше богатство. Чтобы это богатство не ушло от нас раньше времени, мы с честью должны выполнить свой долг.

УЧИТЕЛЬ:
«Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я»,- эту песню знает каждый.
И слова песни не обманывают нас: мама будет всегда, но не всегда она будет рядом.
Вот почему сейчас надо учиться любить так. Чтобы эта любовь насытилась её и наше сердце и связала нас такими тесными узами, которые бы оказались сильнее самой смерти.
Перед ними фотографии (лежат на столе) ваших мА, для каждого из вас одна лучше всех. Хорошо об этом сказал Р. Рождественский.

УЧЕНИК:

На земле хороших людей немало,
Сердечко людей немало.
И всё-таки лучше всех на земле-
Мама. Моя мама.
(песня Столбовская Л.А.)

УЧИТЕЛЬ:
- А сколько пережили матери в годы Великой Отечественной войны?! Какая безмерная тяжесть легла на женские плечи! Работая у станков, на полях, как переживали они за своих сыновей, ушедших на войну!
Послушайте стихотворение Н. Рублёва.


УЧЕНИК:
Все люди спят.
Но мать не спит сейчас.
И не смыкает мать усталых глаз.
Была война.
Был сын убит в бою,
Прикрыл он сердцем Родину свою.
Перед ним открыто было сто дорог-
Он быть ученым мог.
Он стать поэтом мог.
Но верит мать и ждёт-
Раздался в двери стук,
И сын вернётся вдруг…
Все люди спят,
Но мать не спит сейчас.
И льются слёзы из усталых глаз.
И много дней, и много лет
Она всё сын ждёт,
А сына нет….
УЧИТЕЛЬ:
- Прочитайте, пожалуйста, понравившиеся вам стихи о матерях, их судьбе.

УЧЕНИК:
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас.
Всё ходила и шептала:
«Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать- старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили.
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери».
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко-
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую Серебряную прядь.
Для чего же дали вы разлуке
Так надолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и в снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте!
У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!

УЧЕНИК:
-Я хочу прочитать стихотворение О. Митяева, положенное на музыку.

 

Почти у каждого из нас бывает драма,
Она, казалось бы, решается легко:
Одна в осеннем городе скучает мама
И этот город расположен далеко.
И мы сначала ничего не замечаем,
И дни разлуки складываются в года.. .
И обещаем написать и забываем,
И наши мамы нас прощают, как всегда.. .

А когда-то мальчик был обеспокоен,
Если только мама покидала дом,
И, уткнувшись взглядом в пальмы на обоях,
Ел горбушку хлеба с сахарным песком.
И ждал, когда в подъезде ржавая пружина
Скрипнет, возвращая ласку и покой.. .
А у нее работа, а потом дружина,
И под вечер с полной сумкою домой.

Как две заботливые птицы, эти руки
Нас успевали защитить и пожалеть,
А мы смотрели с братом только на зарубки
На косяке дверном, мечтая повзрослеть.
И дождик летний капал, и земля парила,
И, как в войну, мы продолжали в жизнь играть,
И все, что раньше мама нам не говорила,
Мы начинаем только-только понимать:

Почему так много было кукурузы,
Почему в апреле запахи острей,
Почему зимою хочется арбуза.. .
А вообще-то было все, как у людей.
И тот пьянящий запах новеньких сандалий,
И в кульке за рубль десять карамель,
В шариковой ручке радостный Гагарин.. .
Так ничто не может радовать теперь.

Но раз в году хотя бы, кажется, так просто
Вернуться к тихой радости родимых глаз,
Но мы спешим к вершинам творческого роста
И мамы понимая, не тревожат нас.. .
И ждут, и врут опять немножечко соседям,
Похлебывая тот же ягодный кисель,
Что, может быть, на Новый Год домой приедем,
А нас несет опять за тридевять земель.

Но, как с пластинки пыльной,
Пляжный визг нам слышен,
Память наша пленкой рвется, как в кино.
И как же мы бессильны пирожками с вишней
Возвратить ту радость детства своего.. .

Прочитано 761 раз

МБОУ СОШ №5

Юнармия

Рейтинг@Mail.ru Анализ сайта school5.bolshoy-beysug.ru
       
© 2024 Официальный сайт МБОУ СОШ 5 с.Большой Бейсуг Брюховецкого района Краснодарского края . Все права защищены.