Сегодня в номере:
Что нужно знать о новом законе «Об образовании»
С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон «Об образовании». Документ пришел на смену законам «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», действовавшим уже на протяжении 20 лет.
Г.В.Рыльков, директор МБОУ СОШ №5:
- Новый закон финансово закрепляет гарантии обеспечения доступности и качества образования в России. В документе прописаны нормативы работы образовательных учреждений и принципы финансирования. Теперь учебное заведение будет финансироваться не по статусу, а исходя из объема оказываемых услуг. Под эти нормы подпадают не только государственные, но и коммерческие образовательные организации.
- Дошкольное образование стало уровнем общего образования. Утвержден специальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по дошкольному уровню.
- Законодательно закрепился принцип образования как сетевой услуги. То есть ребенок может обучаться одновременно в нескольких организациях образовательных, культуры, искусства и спорта, а также на предприятиях, оказывающих образовательные услуги.
- Дистанционная и интерактивная система обучения также регламентируются законом. Эти направления выделены в приоритетные в рамках повышения доступности образования для всего населения.
- Приоритет остается и за инклюзивным образованием. Этот вид обучения касается детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование будет проводиться как в совмещенном виде (на базе одной школы будут обучаться обычные дети и дети с особыми потребностями), так и в специальных учебных учреждениях. - Для одаренных детей также предусмотрено специальное правовое регулирование в сфере получения образования. Дети, проявляющие особые таланты в области спорта, музыки, искусства, наук, получат возможность составить индивидуальный график обучения, сочетающий подходящие формы и способы. Также на индивидуальный график обучения может претендовать каждый ученик.
- Уходит в прошлое деление на виды учебных заведений. Если раньше существовали школы с углубленным изучением чего-либо, гимназии, лицеи и другие виды, то в той системе, например, лицей не мог давать программу гимназии. Теперь этих разграничений и ограничений нет. Набор услуг в учреждении образования будет таким, который необходим населению.
- Система образования переходит на принципы прозрачности и доступности. Для учебных заведений определен порядок размещения и обновления информации на сайтах. Теперь наши школы и вузы избавлены от необходимости предоставлять пакеты документов различным надзорным учреждениям и иным организациям. Большую часть нужных данных можно будет получить, заглянув на сайт заведения.
Закон уделяет внимание независимой оценке качества образования. Здесь немалая роль отводится родительским комитетам. Например, прописана глава о конфликтных комиссиях, которые призваны разрешать спорные ситуации между школой, учениками и родителями.
- Регламент коснулся прав и обязанностей обучающегося. Закон предоставил право субъектам РФ устанавливать требования к одежде школьников. Решение о конкретной школьной форме принимает само учебное заведение вместе с родительскими комитетами. Социально незащищенные категории населения получат поддержку от государства в виде субсидий на покупку формы и спортивной одежды. Также перед Союзформой сейчас стоит задача сформировать специальную торговую сеть по продаже школьной формы без наценок.
- Особый статус педагога теперь закреплен на законодательном уровне. В Законе прописаны права и свободы педагога, меры его поддержки со стороны государства. Прописаны и требования к учителям: повышение качества труда, формирование профессионального кодекс чести педагога.
- Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) теперь будут действовать в течение пяти лет. Предыдущая норма ограничивала срок действия до 31 декабря года, следующего за годом выпуска. При необходимости ЕГЭ можно сдавать и пересдавать каждый год.
- Дошкольное образование становится первым уровнем образования, аспирантура — третьим уровнем высшего образования.
О нашем празднике
5 октября прошёл День учителя. Но ученики нашей школы считают, что День учителя – это ежедневный праздник. «Почему?» - спросите вы. А потому, что учащиеся каждый день посещают школу и получают знания. Они понимают, что труд учителя – нелегкая ноша. Наша школа провела День учителя интересно и весело. По традиции учащиеся поздравили любимых педагогов цветами, стихотворениями, шуточными песнями, провели увлекательную викторину, подарили презентацию «Самые лучшие учителя – в пятой школе» и театрализованное представление «Один день из жизни учителя». Не забыли поздравить и ветеранов педагогического труда: Еременко В.В., Клименко В.А., Федина З.Г., Рууз Л.Г., Коляда В.Ф., Николаенко Е.Ф., Тимофееву Л.Л., Котлярову Л.М., Левенко Н.И., Шибкову В.В. Эту почётную миссию выполнили учащиеся 9 класса. Они посетили ветеранов на дому, подарили им цветы, шары, открытки и поделки. В этот день старшеклассники провели День самоуправления. 11- и 10 -классники были учителями-дублерами, ребята из 8 класса – заменили техперсонал.
Как успешно учить стихотворение
С.Н.Овчарова, учитель литературы