Вы здесь: Главная
Методические
Технология
Самоанализ урока по швейному делу в 8 классе по теме: «Построение чертежа и изготовление выкройки в М 1:2 отложного воротника»



В календарно-тематическом планировании, утверждённом в начале учебного года урок по теме «Построение чертежа и изготовление выкройки в М 1:2 отложного воротника» - 7 урок из 11 первого раздела «Изготовление выкройки халата на основе платья и раскрой» 2 четверти 8 класса.
Для урока задана триединая цель, составные части которой логически взаимосвязаны между собой.
Образовательная.Формировать понятие «отложной воротник», учить строить чертёж отложного воротника и вырезать выкройку.
Коррекционная. Корригировать мышление с помощью ребуса, проблемных вопросов и проблемных ситуаций; речь через умение высказать своё мнение, составлять текст-описание, словарную работу; память через актуализацию прошлого опыта; наблюдательность через сравнение образцов тканей, фасонов воротников; мелкую моторики и координацию движений в работе с мозаикой и при проведении динамической паузы; пространственную ориентацию при работе с чертежом.
Воспитательная. Воспитывать навыки учебной деятельности; познавательный интерес к предмету; трудолюбие; чувство дружбы и товарищества, любовь и уважение к профессии швеи.
Исходя из триединой дидактической цели, был выбран тип урока – урок изучения нового материала, в структуре которого выделяется десять логически взаимосвязанных этапов, содержание которых, является способом достижения заданной на урок цели, как для учителя, так и для осознания, понимания и принятия её учащимися. На уроке практически реализованы все три цели в комплексе: образовательная цель выступила основной, а другие, решая собственные задачи, в то же время помогли достижению главной, ведущей цели - у учащихся сформировалось понятие об отложном воротнике, они научились изготовлять выкройку по построенному чертежу. Усвоению учащимися теоретических положений и переносу их в практическую деятельность помогло методологически обоснованное содержание учебного материала, соответствующее требованиям учебных программ. Опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся была осуществлена в полной мере, поскольку тема «Построение чертежа и изготовление выкройки» имеет место в каждом разделе программы, но это не исключает актуальности данной темы для учащихся, поскольку – построение чертежа и изготовление выкройки именно отложного воротника – требует новых знаний и умений. В содержании прослеживалась рациональная последовательность рассмотрения материала, связывая теоретический материал с практическим, и наоборот; оно было научно-достоверным, логично построенным, доступным для понимания.
Показателями степени сформированности на уроке знаний, умений и навыков стало: "Различение"- учащиеся могут выделить отложной воротник из серии других воротников в разных вариантах предоставления: по выкройке, по образцу, по рисунку, по наличию его в готовом изделии; "Запоминание"- учащиеся могут пересказать последовательность изготовления выкройки отложного воротника, осознавая каждую операцию и отвечая на вопросы по технологической карте; "Понимание" - учащиеся не только воспроизводят правила построения чертежа и подготовки выкройки к раскрою, но могут объяснить насколько важно соблюдать эти правила, привести примеры, отвечая на проблемные вопросы: «Что может случиться, если не правильно отложить длину воротника при построении чертежа?» или «Для чего во время примерки уточняют мерку ПОш?». Из ответов учащихся видно, что сущность вопросов им понята, а не просто формально закреплена в сознании; "Применение" - ученицы могут применить с большей долей самостоятельности на практике теоретические знания в заданиях по изготовлению выкройки, а это значит, что данные умения перешли в простейшие навыки.
Для реализации коррекционных целей использованы разнообразные дидактические методы и приёмы: работа над развитием речи - умение высказать своё мнение в работе с выражениями; правильно полным ответом строить предложения, отвечая на вопросы, составлять текст с опорой на план, используя профессиональную терминологию; словарная работа. С целью коррекции мышления были предложены ребус, проблемные вопросы и проблемные ситуации. Для коррекции мелкой моторики и координации движений - задание – собрать мозаику, динамическая пауза; пространственной ориентации содействовала непосредственная работа с чертежом; наблюдательность корректировалась через сравнение образцов тканей, фасонов воротников; коррекция памяти осуществлялась через актуализацию прошлого опыта – это и фронтальный опрос и работа по карточкам, и закрепление нового материала. Внимание учащихся поддерживалось словами-призывами, здоровьесберегающей технологией, работой по формированию познавательного интереса к предмету – это и профориентационная работа, и составление кластера, использование рефлексии на различных этапах урока. Активное восприятие материала поддерживала за счёт смены деятельности, динамических пауз, подбором заданий с учётом межпредметных связей. Большое значение при составлении урока придала включенности в процесс познания всех анализаторов: слухового, зрительного, аналитического, кинестетического. Целесообразно и эффективно была использована наглядность и ТСО. Наличие обратной связи со всеми учащимися в ходе урока увеличивает степень эффективности урока в аспекте достижения его целей. Правила охраны труда и техники безопасности соблюдены и учителем, и учащимися, а также закреплены в устной форме.
Решая воспитательные цели, включала моменты по развитию нравственных качеств – трудолюбие, патриотизм – отчётливо прозвучали в словах Н. Назарбаева. Направленность на любовь и уважение к профессии швеи, а также интерес к данному виду профессии – ярко прослеживаются в профориентационном рассказе, при составлении кластера ученицы сами называют основные качества личности, которыми должна обладать швея. Обращение учащихся к тому, что нужно дарить людям радость, улыбки, любить людей, любить себя формируют нравственные качеств личности, такие как доброжелательность, отзывчивость, альтруизм. А также способствуют коррекции самооценки, тревожности и уровня притязаний.
Планируя урок, предусмотрела его оптимальность для данного класса, то есть урок по своему содержанию и методам соответствует уровню учебной подготовки и развитию учащихся, был выбран оптимальный темп с учётом психофизиологических особенностей учащихся, продумана работа по поддержанию интереса на протяжении всего урока. Исходя из этого, все учащиеся на уроке были активны. Активность поддерживалась также стимулированием деятельности, а именно, похвалой, одобрением, улыбкой, и самое главное уважением к высказыванием ученика, стилем отношений, которые можно охарактеризовать словами “я такая же, как и вы”, “мы равны с вами”. Рефлексия настроения и эмоционального состояния, проведённая в начале урока, с целью установления эмоционального контакта с группой; в середине урока с целью релаксации и поддержания эмоционально-положительного настроя, и в конце деятельности с целью возможности осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом на различных этапах урока, ещё раз даёт возможность оценить активность каждого ученика и проанализировать уровень осознания содержания пройденного. Приёмы, направленные на повышение степени активизации учащихся создавали благоприятную психологическую атмосферу урока.
Эффективно, своевременно и разнообразно организованы различные формы и виды контроля: письменный контроль; устный опрос; целенаправленное наблюдение отдельных учащихся, их работы на уроке; самоконтроль, осуществляемый в сравнении с образцом и предъявляемых требований к качеству работы. Применённые методы контроля позволили выставить объективную отметку за урок каждому ученику.
Урок получился добрый, светлый, спокойный. Настроение после урока умиротворённое, потому что, все виды работы по коррекции эмоционально-личностного восприятия отразились не только на учащихся, но и на мне. Уроком удовлетворена.